Разведчик особого назначения

16 Декабря 2005

В. ЛАШКУЛ

20 декабря — день работника органов безопасности России. Среди тех, кто посвятил свою жизнь советской разведке, — генерал-лейтенант Николай Сергеевич ЛЕОНОВ, прослуживший в Комитете госбезопасности СССР 33 года. На пике своей блистательной карьеры, будучи начальником Аналитического управления КГБ, он решительно подал рапорт об отставке новоиспеченному шефу на Лубянке Вадиму Бакатину. Тому самому, который ничтоже сумняшеся вознамерился ликвидировать российские спецслужбы. Ведущий аналитик советской разведки категорически отказался соучаствовать в уничтожении щита нашего Отечества. 

А разрушители его — "мститель" Олег Калугин, поп-расстрига Глеб Якунин и иже с ними — уже замаячили, распираемые жаждой расправы с чекистами. 

Вот как вспоминает один из характерных эпизодов того времени сам Леонов: 
- Меня, как молния, поразила весть о том, что на наш этаж пришла комиссия в составе Калугина, Якунина и группы американцев, которые ищут какие-то документы. Выйдя из кабинета, я действительно увидел вальяжно шествовавших "триумфаторов". И сразу предупредил их, что в свой кабинет не пущу и служебную документацию буду защищать в соответствии с уставом. Группа прошла мимо. 

Уйдя с разведывательной службы, Николай Леонов занялся углубленным изучением судеб России и проблем ее возрождения. Из-под его пера появляется пронзительно откровенная книга "Лихолетье". Затем шесть лет работы профессором кафедры дипломатии Московского государственного института международных отношений МИД России. Миллионные аудитории собирали передачи, подготовленные им в качестве политического обозревателя телепрограммы "Русский дом". 

Вторая книга Н.С. Леонова "Крестный путь России" охватывает последнее десятилетие минувшего века в истории нашей Родины. Периода кровавого, жестокого, противоречивого. Августовские события 1991 года и расстрел законного парламента ельцинскими преступниками в октябре 93-го, противостояние бандитским группировкам в Чечне... Эти и другие события в многострадальной России подвергаются глубокому анализу писателя-публициста. 

Впервые мне довелось увидеть и услышать Николая Леонова, что называется, на расстоянии. В тот памятный весенний день 1963 года на Красной площади выступал Фидель Кастро. Многих из нас, слушавших тогда темпераментную речь лидера кубинской революции, поразил его переводчик, И даже не столько виртуозным владением испанским языком, сколько артистичной интерпретацией пылкого характера гостя с Острова свободы. Мало известный общественности переводчик синхронно передавал и речь Фиделя, и его своеобразную жестикуляцию. Немногие знали, что это выступление переводил специально вызванный для этого из Латинской Америки сотрудник советской внешней разведки Николай Леонов. 

Почему выбор пал тогда именно на него? Так случилось, что судьба подарила Николаю Леонову на редкость доверительное знакомство с братьями Кастро: поначалу — с Раулем, с которым он добирался через Атлантику в Мексику, а затем и с Фиделем. В ту пору о маленькой гордой Кубе, поведшей себя независимо перед воинственным соседом — США, мир знал немногое. И когда началась подготовка поездки на Остров свободы первого высокопоставленного представителя Советского Союза — Анастаса Микояна, внешняя разведка СССР проинформировала правительство, что у нее есть человек, авторитетно выходящий непосредственно на кубинское руководство. Ему — Леонову — и было доверено сопровождать тогдашнего первого заместителя председателя Совета Министров в Гавану. Со своей миссией он справился столь безукоризненно, что позднее опять же ему поручили обеспечивать переводами первый визит в СССР Фиделя Кастро. 

Что до проницательности аналитика Николая Леонова, это ценное качество досталось ему от работы в разведке. Его информационный опыт формировался в тот период, когда председатель КГБ Андропов требовал от своих подчиненных: "Никогда не пишите неправду! Я не заставляю вас подделываться под заранее данные оценки". Более тридцати лет назад в весьма успешной работе Николая Леонова в "поле", как называют разведчики свою оперативную деятельность, произошел крутой перелом. Ему сделали предложение стать заместителем начальника информационно-аналитического управления советской внешней разведки. "Боевым крещением" на новом посту стал принципиальный разговор в кабинете Андропова о судьбе правительства Народного единства в Чили. Требовалась только правда о ситуации в этой стране. Внешняя разведка СССР была всецело на стороне чилийских коммунистов, социалистов и их союзников, пришедших к власти в ходе демократических выборов. Но реальность оказалась горькой. Соединенные Штаты организовали, как стало доподлинно известно спецслужбам Советского Союза, изощренную травлю правительства Чили и готовили военный переворот. Аналитики ПГУ с болью в сердце доложили председателю Комитета госбезопасности об обреченности демократического правительства Сальвадора Альенде. И о том, что он наивно намерен бороться со своими врагами, не выходя из конституционных рамок. 

Одним из знаменитых прогнозов информационно-аналитического управления разведки, возглавляемого Леоновым, стал вывод о невозможности высадки американского десанта на территорию Северного Вьетнама в 1975 году, когда бои шли уже на подступах к Сайгону. Эксперты пришли к твердому убеждению, что США в тот момент были не в состоянии выполнить подобную операцию, хотя оборону порта Хайфон нес лишь один батальон танков Т-34, укомплектованный экипажами из числа выписанных из госпиталей раненых и больных, а дорога на Ханой оказалась фактически открытой. 

Кстати, советское руководство даже было готово направить к северовьетнамским берегам Тихоокеанский флот, чтобы защитить своих союзников. Однако наши разведчики сделали убедительный ситуационный анализ, из которого следовало, что на фоне разворачивающегося в США мощного внутриполитического кризиса и расколовших американское общество антивоенных настроений официальный Вашингтон не пойдет на наращивание силовых действий во Вьетнаме, а скорее предпочтет смириться с поражением. Дальнейшее наблюдение за действиями флота США и активная радиоразведка подтвердили выводы советских аналитиков. А 30 апреля 1975 года пал Сайгон. Прогнозы аналитиков, которыми Н. Леонов руководил 12 лет, ни разу не оказались ошибочными. Другое дело, что в Кремле не всегда прислушивались к ним.

В частности, Николай Сергеевич увидел реальную угрозу социалистическому лагерю уже в 79-80 году, посещая, к примеру, Польшу. Он предложил сделать анализ выступлений против социализма: речь шла о берлинских событиях 53-го года, венгерских событиях 56-го года, чешских событиях 68-69 года с тем, чтобы глубоко разобраться, что же лежало в основе таких стихийных массовых выступлений против социализма. Такой работы не сделали ни в партийных, ни в государственных инстанциях. В другой раз генерал с болью констатировал: "Очень часто и добытые нами сведения, и наши аналитические суждения не были востребованы политическим руководством страны". Это одна из самых больших трагедий вообще в работе разведки. Что думает он теперь о необходимости профессии, которой посвятил почти половину своей жизни? 

 — Разведчик — это государственное достояние. Это человек, который всегда на передовой и — без тыла. Он в одиночку, без контроля, без понуканий, но и без непосредственной помощи пославшего его государства решает поставленные задачи. Он должен быть верен, надежен, смел, толков. Вся его работа связана с опасностью, ибо действует в чужой стране и порой ему вообще не на кого надеяться, кроме как на самого себя, на быстроту своей реакции, хладнокровие, умение все рассчитать. 

По долгу службы мне приходилось бывать во многих "горячих точках"; два раза загорался самолет, на котором я летел; в меня стреляли из гранатомета, и шрамы остались до сих пор. В Никарагуа я был первым русским человеком, попавшим туда после сандинистской революции: надо было разобраться, что там происходит, поскольку этого никто не знал. В Перу, где я находился под прикрытием в качестве журналиста, мне позвонили и, сказав, что "вычислили" меня как шпиона, пообещали убить. Почувствовав, что меня берут "на пушку", я ответил: сегодня вам представится для этого отличный случай — я иду в такой-то кинотеатр на такой-то сеанс. И пошел. Фильм, конечно, смотрел кое-как, домой шел, все время ожидая выстрела. Обошлось... 

Николай Леонов выполнял разведывательную миссию во многих районах земного шара, но особенно "прикипел" к государствам Латинской Америки. Он хорошо знал легендарного Че Гевару, популярного политолога Виктора Мануэля Гутьерреса, знаменитого живописца Давида Сикейроса, многих влиятельных политиков и государственных деятелей этого региона планеты. До сих пор дружит с героями Кубинской революции Фиделем и Раулем Кастро. 

За ним настойчиво охотились американские спецслужбы. Прошли многие годы, однако Н. Леонов и сейчас не отрицает, что работал против США с глубоким убеждением, что делает доброе, угодное Богу дело, защищая свою страну и помогая десяткам других народов, на себе испытавших когтистую лапу американского орла. Его не раз спрашивали лукавые и нелукавые люди, на чем основано это его мнение. Генерал Леонов счел нужным публично ответить: 

 — Я с большим уважением отношусь к американскому народу, к простым гражданам США. Но так уж устроены государства, что народы оказываются неизмеримо лучше своих правительств. США — не исключение. Разве нормальный средний американец мечтает о том, чтобы разделить на несколько государств, к примеру, Китай либо Россию? А вот правящая верхушка США никогда не оставляла такой мысли, это была ее розовая геополитическая мечта. Поэтому, говоря "США", я имею в виду те силы, которые лелеяли (или продолжают лелеять) идею мирового господства. Они постоянно находятся в состоянии войны — но не на своей территории. 

А каким все-таки видится Леонову, ставшему одним из ведущих аналитиков современной России, нынешнее отношение американских лидеров к нашей стране? Насколько искренни они в своих заявлениях о готовности к сближению и сотрудничеству с нами? И посейчас бывший разведчик уверен: 

 — Грешно забывать, что американские президенты постоянно исходили из предубеждения, будто наша страна является слабейшей страной, делали все для того, чтобы она всегда оставалась такой же. Если и были какие-то колебания в этой политике, то они диктовались строго рассчитанными интересами. Скажем, американцы никогда, за исключением одного года, не отказывались от поставок зерна в СССР, потому что это экономически выгодно им, закрепляет нашу привычку не производить, а покупать, обескровливает нашу экономику, отбирая столь нужную валюту. Приятно видеть, как ваш противник год за годом превращает в навоз свои скудные золотовалютные запасы. И в то же время американцы никогда не продадут нам современное промышленное оборудование, хотя речь идет также о мировой торговле. Им не нужен потенциальный конкурент. Они создали систему всемирной технологической блокады Советского Союза под предлогом того, что, дескать, промышленное оборудование используется для военных целей. Это неуклюжая уловка, они сами признают, что военно-промышленный комплекс СССР работал на уровне американских стандартов и производил сопоставимые виды вооружений. Блокировали США и гражданскую мирную промышленность советского государства: энергетику, металлургию, транспорт. Здесь очевиден корыстный интерес США. Сотни раз разведка сообщала письменно и докладывала устно, что было бы непростительной наивностью полагать, что официальный Вашингтон при каких-то обстоятельства окажет СССР финансовую или экономическую помощь. Горбачев прожил свою незадачливую политическую жизнь, так и не поняв, что американцы водили его, как кролика, по своим тропкам, помахивая перед носом "морковкой" в виде обещания помощи. После августа 1991 года на эту же "морковку" загипнотизировано смотрели новые правительства России, месяцами не стихали разговоры взахлеб о 24 млрд. долларов помощи. Где они? Неужто так трудно понять, что интересам США не соответствует возрождение России? Зачем им возрожденная, сильная Русь? Информационно-аналитическая работа по США была для нас постоянной борьбой против иллюзий за трезвый расчет, за действительный учет взаимных интересов. 

Осенью 91-го года генерал-лейтенант Леонов подал рапорт об отставке, ибо не мог видеть, как стяжатели и предатели разрушают Отечество, как святое понятие Родины превращают в разменную монету для политических авантюристов. 

 — Первые месяцы, — вспоминал он, — испытывал состояние шока. Не читал газет, не смотрел телепередачи. Постепенно, медленно возвращалось ощущение жизни. Это дало возможность восстановить связи с людьми, и вскоре измятые "крылья" мысли расправились, и думы вновь вернулись к вечному предмету забот — судьбе Отечества и народа. 

Работая профессором Московского государственного института международных отношений, Николай Леонов вновь и вновь обращался к судьбам России. Он с пристрастием анализировал, что привело к разрушению великой державы и кто к этому причастен. В одном из своих аналитических обозрений констатирует: "Понимая свою предательскую разрушительную роль в судьбе государства, вся горбачевско-ельцинская камарилья через средства массовой информации занялась гнусным делом — стала обелять, героизировать тип предателя. В один ряд ставились и политический авантюрист, неистовый властолюбец Троцкий, и перешедший на сторону гитлеровцев генерал Власов, и сбежавший в США бывший генерал КГБ Калугин... Останься они у власти, они бы сейчас стали оправдывать и выродка Василия Пинегина, который в дагестанском городе Буйнакске спаивал и продавал "чеченским" боевикам русских солдат. Все эти разношерстные люди, жившие в разные годы нашего трагического времени, едины в одном: все они предатели своего народа и своего Отечества, движимые только властолюбием либо корыстолюбием, да изредка — стремлением спасти свою шкуру. По вине этого сатанинского племени развалилось великое государство, обнищал и вымирает один из самых талантливых народов мира. Все они останутся в памяти народной как Иуды". 

Статьи и комментарии Николая Леонова охотно публикует пресса многих стран — от Японии до Европы и американского континента. Читателям полюбились его злободневные статьи о наиболее примечательных событиях, в которых он метко вскрывает их подоплеку, нередко прикрытую мифами и пропагандистской шелухой, показывает подлинное лицо активных фигурантов российской и зарубежной политики. 

В настоящее время Н.С. Леонов — депутат Государственной Думы РФ. Являясь членом Комитета по безопасности, он поднимает самые животрепещущие проблемы обустройства страны и добивается законодательного их решения. 

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой