80-е годы также были непростыми для деятельности внешней разведки. Условно их можно разделить на два периода — до 1985 года, когда в Советском Союзе внешне ничего не происходило, и начатая Горбачевым в 1985 году перестройка, приведшая к краху сначала социалистической системы, а затем и самого Советского Союза.
Подспудно эти процессы происходили на протяжении последних десятилетий и выявили слабости и недостатки социалистической системы в первую очередь в сфере материального производства. Несмотря на официальную доктрину о загнивании и умирании капитализма Запад демонстрировал всему миру динамизм и жизнеспособность, в то время как на Востоке в бастионах социализма появились трещины и расколы.
Серьезным сигналом нездоровья Варшавского договора были события в Польше летом 1980 года, приведшие к политическим изменениям в стране и создавшие серьезные проблемы для всей Восточной Европы. Однако Варшавский договор на этот раз не рискнул на организацию вооруженного вмешательства во внутрипольские дела.
Коммунистический Китай первым из социалистических стран понял опасность идеологических догм и без лишнего шума в конце 70-х годов приступил к проведению коренных экономических реформ, серьезно улучшивших материальное положение своего миллиардного населения. Попытки же стран Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора сообща выйти из кризисной ситуации успехом не увенчались. Не было уже прежнего единства, каждая из стран, входящих в эти организации, пыталась спастись в одиночку.
Роль разведки в 80-е годы возросла, задачи ее стали более широкими и разнообразными. Предпринимались попытки заменить разведывательной деятельностью некомпетентность и бюрократизм государственных органов. Политическое руководство страны стало ставить перед разведкой задачи, которые с успехом могли бы решать другие органы.
В 80-х годах официальные задачи внешней разведки практически не претерпели изменений. По-прежнему перед Первым главным управлением КГБ СССР стояли следующие проблемы:
В застойные 80-е годы структура внешней разведки оставалась практически без изменений. Оно включало в себя следующие подразделения:
До 1988 года внешнюю разведку органов государственной безопасности возглавлял генерал-полковник Крючков Владимир Александрович.
В связи с его назначением на пост Председателя КГБ в 1989 году начальником внешней разведки стал Шебаршин Леонид Владимирович, который занимал этот пост до 1991 года.
В 80-е годы понятие "главный противник" во внешней разведке было расширено. Если ранее под этим термином понимали США, то в период застоя стали говорить о "странах главного противника", включая в него страны НАТО и Китай. Однако работа против США по-прежнему стояла на первом месте.
Резидентуры внешней разведки в США внимательно отслеживали изменения в политическом курсе этой страны после прихода к власти администрации Рейгана, которая стала по китайскому образцу проводить курс на конфронтацию с Советским Союзом по всем направлениям.
Большие задачи стояли перед внешней разведкой в этой стране по линии научно-технической разведки. Резидентуры получали и направляли в Центр необходимые материалы, технические новинки и т.п., в том числе в области ракетно-космической индустрии.
Перед резидентурой внешней разведки в Англии стояли задачи добычи информации о внешней и внутренней политике этой страны, ее связях с США и другими странами НАТО, отношении к политике СССР.
В 80-е годы, несмотря на существующие трудности ведения разведработы против Англии, разведка по Англии в основном велась с территории третьих стран.
В конце 80-х годов в связи с предательством Гордиевского, совершившего в 1985 году побег из Москвы в Лондон, деятельность резидентуры внешней разведки в Англии была практически парализована.
Резидентура внешней разведки в Италии решала те же основные задачи, что и резидентуры в других странах. Большое внимание уделялось политической и научно-технической разведке.
В 1980 году работником резидентуры был привлечен к сотрудничеству с внешней разведкой фотограф командующего 6 флотом США в Средиземном море Соутер Гленн Майкл, который служил на авианосце "Нимиц". От него было получено большое количество важной документальной информации, раскрывающей стратегические планы США в Средиземноморье, на Ближнем и Среднем Востоке, а также сведения о боевой подготовке и планах использования Военно-морских сил США.
В дальнейшем в связи с его переводом на службу на базу ВМС в Норфолке работа с М. Соутером продолжалась в США до 1986 года, когда он в связи с угрозой провала был выведен в Советский Союз
В 80-х годах нашего столетия Ближний Восток представлял собой стратегически важный район для безопасности Советского Союза из-за своей непосредственной близости от южных границ нашей страны, а также в связи с тем, что являлся одной из наиболее "горячих точек" планеты.
Внешняя разведка отслеживала происходящие процессы в этом регионе. Особое внимание уделялось политике стран Запада и Израиля в регионе.
В связи с гражданской войной в Ливане внешняя разведка отслеживала внутриполитические процессы в этой стране, позиции Израиля и стран Запада в регионе.
В связи с продолжавшейся гражданской войной в этой стране большое внимание уделялось получению внутриполитической информации о расстановке сил в Ливане, деятельности здесь представителей США, других стран НАТО и планов Израиля по оккупации всего Ливана.
Резидентура внешней разведки принимала активное участие в освобождении советских заложников, захваченных в Бейруте в 1985 году. В частности, для освобождения троих советских граждан, захваченных террористами, внешней разведкой был установлен непосредственный контакт со спецслужбами ряда арабских стран, в том числе Сирии, Ирака, Алжира, Южного Йемена, Ливии. Были задействованы спецорганы ряда палестинских организаций.
Большую роль в освобождении советских граждан Мырикова В.Н., Свирского Н.А. и Спирина О.В., захваченных группой террористов, сыграл лидер Организации освобождения Палестины Ясир Арафат.
Бейрутская резидентура провела большую работу по поиску захваченных советских граждан и смогла в кратчайшие сроки установить картину их похищения.
В результате целеустремленной работы резидентур внешней разведки в различных арабских странах 30 октября 1985 года трое захваченных заложников были освобождены. Один из советских граждан был убит террористами.
В январе 1986 года в руководстве Социалистической партии Йемена возникли крупные разногласия, вылившиеся в прямое столкновение на заседании политбюро этой партии. Генсек Йеменской социалистической партии А. Мухаммед, получивший сведения о том, что лидеры оппозиции Абдель Фаттах Исмаил, А. Антар и Салем аль-Бейд готовятся к его смещению с этого поста и приказал своей вооруженной охране расстрелять их на заседании политбюро 13 января 1986 года.
Однако он переоценил свои силы. В результате этих действий в стране вспыхнули кровавые конфликты, приведшие к большим потерям среди населения, громадным материальным разрушениям. Численность йеменской соцпартии сократилась в несколько раз.
Эти события не являлись сюрпризом для советской внешней разведки, которая в течение длительного периода информировала Центр о сложившейся взрывоопасной обстановке в южнойеменском руководстве. По предложению внешней разведки советское руководство пыталось примирить враждующие группировки и тем самым предотвратить кровавый конфликт в стране.
Во время вооруженных столкновений в Адене резидентура предпринимала меры по разведению враждующих сторон и прекращению боев. Большую роль в этом сыграли советские военные специалисты в стране.
Важную роль сыграла резидентура в организации эвакуации советских граждан (8 тысяч) и иностранцев (2 тысячи).
Еще в конце 70-х годов на основе получаемой информации внешняя разведка пришла к выводу о неизбежности крушения шахского режима в Иране. Этот прогноз в скором времени подтвердился.
В связи с происшедшей в стране исламской революцией перед внешней разведкой в 80-е годы стояла задача внимательно отслеживать внутриполитическую обстановку в стране, определить расстановку политических сил. Особое внимание уделялось отношениям исламского руководства Ирана с США и странами Западной Европы. Со временем на первый план вышли вопросы отношения иранского руководства к СССР, Афганистану, проблемы ирано-иракской войны.
Располагая необходимыми источниками информации, внешняя разведка успешно решала поставленные перед ней задачи.
К середине 80-х годов разведывательная информация по Афганистану показала, что военным путем невозможно решить внутренние проблемы этой страны. Служба внешней разведки предлагала руководству страны начать поиск политического урегулирования в Афганистане.
На основе выводов внешней разведки, подкрепленных другой информацией, в дальнейшем было принято решение о выводе советских войск из Афганистана.
В середине 80-х годов наметилась тенденция к постепенному краху режима Менгисту Хайле Мариама в Эфиопии. Политическое руководство СССР поставило перед внешней разведкой проанализировать и дать заключение о прочности позиций эфиопского президента. Прогноз разведки был неутешительным: шансов у Менгисту и его сторонников на удержание власти практически не оставалось.
В частности, в конце 80-х годов внешняя разведка информировала политическое руководство СССР о том, что "существующий ( в Эфиопии) режим практически утратил контроль над северными и западными районами страны. В окружении президента Менгисту считают, что из-за крайне низкого морального духа правительственных войск операции по освобождению захваченных оппозицией провинций вряд ли будут успешными".
В документе также отмечалось, что "ни оппозиция, ни даже многие деятели из ближайшего окружения Менгисту не верят в возможность достижения национального примирения при сохранении существующего режима".
Прогноз внешней разведки оправдался. В 1991 году режим Менгисту в Эфиопии пал.
В 80-е годы внешняя разведка активно работала во всех регионах мира, снабжая политическое руководство страны необходимой политической, экономической и научно-технической информацией. Ее прогнозы в целом были малоутешительными для руководства СССР: наша страна постепенно теряла позиции, лишалась союзников и друзей.
Разумеется, в этом не было вины разведчиков, которые добросовестно докладывали в Центр получаемую информацию. Происходившие внутри СССР процессы не могли не сказаться на положении нашей страны на международной арене. Сказывались они и на деятельности самой разведки, которая в конце 80-х годов почувствовала, что ее информация, особенно негативная, прохладно воспринимается руководством страны, а зачастую просто игнорируется.
Однако несмотря на эти негативные явления внешняя разведка продолжала выполнять свой долг, по-прежнему докладывая в Центр разнообразную информацию.