После победоносного окончания Великой Отечественной войны для Советского Союза сложилась новая политическая ситуация на международной арене. СССР вышел из войны политически окрепшим государством. В Европе и Азии сложилась система дружественных СССР социалистических государств, которые являлись своего рода буфером между нашей страной и странами Запада. Были ликвидированы очаги военной угрозы в Европе и Азии.
Однако США, обладавшие к окончанию войны монополией на атомное оружие, и их союзники не могли мириться с возросшим авторитетом и влиянием СССР на международной арене. Президент США Г. Трумен заявил о необходимости проведения в отношении СССР политики с "позиции силы". Курс Запада на "холодную войну" в отношении СССР и его союзников был открыто провозглашен в речи У. Черчилля в Фултоне в 1946 г.
Следует отметить, что подобный поворот событий не был сюрпризом для советской внешней разведки, которая еще в годы военного лихолетья информировала политическое руководство страны о планах Запада в отношении послевоенного устройства в Европе и Азии. В частности, Центру было известно, что США, проводившие в довоенные годы политику самоизоляции, выйдя из войны практически не пострадавшими, получившие в свое распоряжение атомное оружие, стремятся навязать всему миру свою гегемонию и рассматривают СССР как потенциального противника.
Великобритания, значительно ослабленная в результате войны, стремилась восстановить утраченные позиции в Европе и любой ценой сохранить свою колониальную империю. Поэтому все разговоры западных политических деятелей о свободе и демократии были лишь данью риторике.
Коренные изменения, происшедшие после Второй мировой войны на международной арене, поставили перед внешней разведкой новые задачи. среди них наиболее важными были задачи по вскрытию секретных военно-политических планов США и их союзников в отношении СССР, особенно в военной области.
Разведку, в частности, интересовали:
В 1947 году внешняя разведка подверглась в очередной раз реорганизации, которая диктовалась не соображениями целесообразности, а скорее желанием Сталина в очередной раз перетасовать "колоду КГБ".
Постановлением Совета министров СССР от 30 мая 1947 года был создан Комитет информации при СМ СССР, на который возлагалось осуществление политической, военной и научно-технической разведки. Он объединил 1 Управление бывшего МГБ, созданное в марте 1946 года, или внешнюю разведку органов безопасности, и Главное разведывательное управление Генштаба Советской армии. Внешняя контрразведка оставалась в руках МГБ и подчинялась Л.Берии.
Фактически внешняя разведка стала подчиняться МИД СССР, а в 1949 году она была подчинена ему напрямую и во главе КИ стал Молотов. В систему функционирования внешней разведки был введен институт главных резидентов, которыми назначались послы и посланники.
Комитет информации при СМ СССР в послевоенный период состоял из линейных подразделений (американский, английский, французский, германский отделы, отдел Скандинавских стран, китайский отдел и т.п.), отдела научно-технической разведки, управления стратегической разведки, а также подразделений по обеспечению разведывательной деятельности (отдел оперативной техники, связи, шифровальный и т.п.)
Во главе Комитета информации стоял его Председатель (Молотов, Зорин) , а фактически работой КИ руководил его заместитель.
В 1946 — 1949 гг. во главе 1 Управления МГБ СССР, а затем Комитета информации при СМ СССР стоял Федотов Петр Васильевич.
В 1949 — 1952 гг. внешней разведкой руководил Савченко Сергей Романович.
В январе 1952 Комитет информации, показавший нецелесообразность соединения под одной крышей политической и военно-стратегической разведок, был расформирован. Военная разведка вновь возвратилась в Генштаб, который не мог обходиться в своей деятельности без стратегической информации.
Во главе Первого Главного управления МГБ СССР встал Рясной Василий Степанович.
В 1953 г. внешнюю разведку органов безопасности возглавил профессиональный разведчик Питовранов Евгений Петрович.
В довоенный период в разведке не существовало понятие "главный противник". Разведка работала против тех стран, со стороны которых исходила угроза непосредственного военного нападения. Во время войны главным противником считалась Германия и ее союзники.
После войны стала прорисовываться картина возможного ядерного нападения со стороны США, которые ежегодно обновляли планы нанесения ядерных ударов по СССР, увеличивая количество бомб, необходимых для уничтожения экономического и военного потенциала нашей страны.
В феврале и сентябре 1950 года Комитет информации принимает принципиально важное решение "считать разведку против США одной из главных задач всех оперативных управлений".
В марте 1951 г., в новом решении, США рассматриваются как главный противник СССР, а разведка против США — как важнейшая задача внешнеполитической разведки. Разработка американских учреждений с целью агентурного проникновения в них вменялась в обязанность всех резидентур, а не только в США.
В связи с обострением агентурно-оперативной обстановки в странах Запада, вызванной "холодной войной" США и их союзников против СССР и социалистических стран, разведывательная деятельность "легальных" резидентур в Европе и особенно на американском континенте была серьезно затруднена. К тому же из-за предательства источника американской резидентуры Элизабет Бентли агентурная сеть внешней разведки в этой стране в послевоенный период была разгромлена ФБР США. С большинством источников информации связь была прекращена. Многие из них были арестованы и заключены в тюрьму.
В апреле 1951 г. Коллегия Комитета информации приняла решение об усилении нелегальной разведки против США с учетом ужесточения контрразведывательного режима в этой стране.
Поскольку наряду с резидентурами КИ за рубежом одновременно действовали контрразведывательные резидентуры министерства госбезопасности, что приводило к ненужному параллелизму в работе, 1 ноября 1951 г. в зарубежных странах были воссозданы единые резидентуры. Комитет информации как разведывательное подразделение прекратил существование.
В послевоенный период и до 1947 г. аппарат внешней разведки в численном отношении практически оставался прежним. В некоторых странах, например, Англии и США, количество оперработников даже снизилось в связи с необходимостью комплектования резидентур в ряде других стран и нехваткой подготовленных кадров.
После объединения с военной разведкой Комитет информации превратился в мощную организацию с разветвленной сетью резидентур и многочисленным центральным аппаратом. Он включал пять управлений и шесть самостоятельных отделов.
С созданием Комитета информации в разведку,наряду с сотрудниками органов госбезопасности, стали приниматься работники внешнеполитических органов (МИД, МВТ), выпускники высших учебных заведений, прошедших войну.
К концу второй мировой войны внешняя разведка сумела создать мощный агентурный аппарат, превративший ее в самую эффективную разведывательную службу мира. Она была способна выполнять задачи, которые ставило политическое руководство страны по получению важной секретной информации.
Агентурный аппарат в основном состоял из лиц, завербованных на идейно-политической или патриотической основе. По занимаемому положению агенты в подавляющем большинстве принадлежали к средним слоям общества ( чиновники, партийные функционеры, ученые круги). Лишь некоторые из них принадлежали к высшим правящим кругам.
Важную роль в послевоенный период играли т.н. "агенты-документалисты", т.е. лица, способные добывать ценную документальную информацию. Их вклад в деятельность разведки был определяющим. Поток информации от этих агентов был настолько велик, что не вся она оперативно обрабатывалась из-за недостатка опытных кадров.
В первые послевоенные годы внешняя разведка органов безопасности располагала в США мощной агентурной сетью, способной успешно решать стоящие перед ней задачи. Агентурный аппарат состоял из нескольких десятков агентов, среди которых были ценные источники, в том числе в высших правительственных учреждениях. Это позволяло резидентуре быть в курсе деятельности основных правительственных органов США.
Вскоре после войны в связи с провозглашением т.н. "доктрины Трумена" обстановка в США резко усложнилась. Были приняты меры по ужесточению режима сохранности государственных секретов. Одновременно агентурная сеть резидентур внешней разведки была засорена непроверенными и подозрительными лицами. Грубо нарушались правила конспирации, многие агенты знали друг друга в лицо.
Деятельность внешней разведки в США также осложнилась в результате предательства источника резидентуры Элизабет Бентли, которой было известно о связи с разведкой многих ее источников. Это привело к провалу четырех агентурных групп, в том числе работавших в важнейших правительственных организациях. В 1945 г. было принято решение временно прекратить разведывательную работу в США и законсервировать не расшифрованных предателями агентов. Агентурная деятельность резидентур КГБ возобновилась только в 1947 г.
В 1948 г. властями США была организована широкая антисоветская кампания в связи с т.н. "атомным шпионажем". В сентябре 1950 г. был принят закон о внутренней безопасности, в соответствии с которым значительно увеличивался срок тюремного заключения за шпионаж. В 1952 г. американские власти ввели 20-мильную зону для поездок советских дипломатов за пределы Вашингтона. Условия работы разведчиков в США значительно осложнились.
Однако несмотря на осложнение обстановки в стране, "легальные" резидентуры в США продолжали свою работу. Только в 1948 г. ими было направлено в Центр около 500 информационных сообщений. К началу 50-х годов разведработа в США была перестроена и значительно активизировалась.
В послевоенный период деятельность резидентуры внешней разведки в Великобритании имела особое значение для внешней разведки, так как она располагала возможностью работы как в самой Англии, так и против США с ее территории. Поскольку Британия являлась ближайшим союзником США и систематически получала от американцев военную, политическую и иную информацию, наша агентура регулярно информировала разведку по всем интересующим Центр вопросам.
В послевоенный период в Англии наиболее активно работали члены т.н. "кембриджской пятерки". От них поступала дипломатическая переписка британского Форин-офиса, дипломатические и государственные документы США, данные о военной стратегии Запада, деятельности НАТО, сведения о деятельности спецслужб США и Англии против СССР.
Агентура внешней разведки в основных правительственных учреждениях, спецслужбах, ведущих научных центрах, политических партиях передала нам десятки тысяч листов ценных документов о внешней и внутренней политике американского и английского правительств в послевоенный период. Созданная еще в предвоенное время агентурная сеть была небольшой по численности, но чрезвычайно ценной по качеству и могла освещать почти все вопросы, которые интересовали в то время директивные инстанции нашей страны.
После освобождения Франции в 1944 г. в сентябре того же года в Париже была воссоздана "легальная" резидентура КГБ и в качестве резидента сюда был направлен Агаянц И.И. Обстановка в стране благоприятствовала ведению разведывательной работы. Резидентура успешно решала задачи по освещению внешней и внутренней политики Франции, ее отношений с США, Англией, другими странами, выявлению деятельности британской и американской разведок на территории страны, а также положения в эмигрантских антисоветских организациях.
К 1950 -1952 гг. главными стали задачи по разработке американских учреждений в стране, вскрытию деятельности французских спецслужб против СССР, а также ведение научно-технической разведки.
Для решения поставленных задач резидентура располагала значительным кадровым составом и чрезвычайно многочисленной агентурной сетью. В нее входили сотрудники важных государственных учреждений, иностранных посольств и миссий, политических деятелей, бывшие министры, сотрудники спецслужб и т.п. Некоторые наиболее ценные агенты сотрудничали с советской разведкой еще с довоенного времени. Активно и результативно парижская резидентура внедряла агентуру в объекты НАТО.
В послевоенный период "легальная" резидентура в Париже добыла большое количество документальной политической информации, в том числе текст "Общего договора" США, Англии и Франции с ФРГ, текст договора о создании Европейского оборонительного сообщества, проект договора о создании "европейской армии" и т.д.
Накануне окончания войны, когда крах гитлеровской Германии не вызывал сомнения, внешняя разведка провела подготовительную работу к возобновлению деятельности в послевоенной Германии. Были проанализированы материалы о спецслужбах этой страны, ее государственных и партийных органах, личные дела бывшей агентуры НКВД.
В апреле 1945 г. при штабах фронтов, освобождавших Германию, были созданы оперативные группы, в задачу которых входила вербовка агентуры, способной выявлять участников нацистского подполья, освещать деятельность различных политических группировок, вскрывать секретную деятельность британских и американских спецслужб. После войны они были объединены в резидентуру.
К концу 1945 г. задачи разведывательных и контрразведывательных подразделений на территории Германии конкретизировались. В области внешней контрразведки главной задачей было выявление и арест военных преступников, особенно укрывающихся в американской и английской зонах оккупации, пресечение террористической и диверсионной деятельности гитлеровского подполья. В области внешней разведки стояла задача приобретения агентуры, способной занять руководящие посты в новой Германии, а также освещать деятельность США и Англии против СССР и его союзников.
В связи с тем, что гитлеровская Германия создала большое количество антисоветских эмигрантских центров, в начале 1945 г. была создана специальная "легальная " резидентура для работы по эмиграции. В дальнейшем в работе внешней разведки приоритетными стали задачи получения разведывательной информации о политике США, Англии и Франции по вопросам послевоенного устройства в Германии и созданию нового антисоветского блока с участием Германии.
Сотрудники "легальных" резидентур в Германии завербовали большое количество лиц, работавших в администрации западных держав , от которых на регулярной основе получалась ценная информация о планах бывших союзников как в Германии, так и в отношении их подрывной деятельности в отношении СССР и стран Восточной Европы.
На основе полученной информации берлинские резидентуры осуществляли активные мероприятия, содействующие успешному проведению советской внешней политики в германском вопросе.
В послевоенный период, примерно до победы китайской революции, перед резидентурами внешней разведки в этой стране стояли задачи по выявлению планов и намерений Чан Кайши по борьбе с коммунистами, а также политики США и Англии в Китае и на Дальнем Востоке.
Резидентуры внешней разведки в основном успешно справились с поставленными перед ними задачами. В 1946 г. им удалось получить ценные материалы о положении в Китае, фотокопии документов по ведению военных действий против коммунистов, составленных штабом американских войск в Шанхае. В 1947 -1948 гг. внешняя разведка провела большую работу по поддержке античанкайшистского движения в Синьцзяне.
В 1949 г. внешняя разведка получила информацию о попытках гоминьдана создать третью политическую партию в Китае, деятельности американцев в стране, работе спецслужб США и Англии среди русской белой эмиграции и другие сведения.
В связи с провозглашением 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики разведывательная деятельность в этой стране была прекращена.
В этой стране в послевоенный период существовало 9 резидентур внешней разведки. В агентурной сети состояли министры, депутаты парламента, генерал-губернаторы и другие высокопоставленные лица. Деятельность резидентур положительно оценивалась Центром. Агентурный аппарат был в состоянии полно и своевременно освещать проблемы внешней и внутренней политики правительства Ирана, планы и замыслы иностранных держав в стране.
В послевоенный период резидентура внешней разведки в Афганистане работала успешно. Она провела ряд мероприятий, направленных на укрепление нейтралитета Афганистана, добрососедских отношений с Советским Союзом. Была пресечена деятельность антисоветской среднеазиатской эмиграции. Резидентура добывала важную информацию о положении в стране и политике афганского правительства. Однако в те годы она не имела возможностей освещать деятельность США и Англии в стране и регионе.
Обстановка в стране была неблагоприятной для внешней разведки из-за сурового контрразведывательного режима в стране и усилившихся советско-турецких разногласий по вопросам о режиме проливов. Уровень разведки в Турции в послевоенный период был низким.
"Легальная" резидентура внешней разведки в этой стране возобновила свою деятельность в 1944 г. Была восстановлена связь с рядом законсервированных агентов и завербован ряд новых источников. Резидентуре удалось добыть важных документальных материалов о внешней и внутренней политике страны.
Больших успехов резидентура добилась по линии научно-технической разведки из-за тесных связей итальянских научных учреждений с западными коллегами, в том числе по ядерной физике.
В число главных задач резидентуры в Хельсинки, воссозданной в сентябре 1944 г., входило освещение деятельности финского правительства и политических партий, выявление легальных и нелегальных профашистских партий, ведущих подрывную работу против СССР, а также вскрытие секретных устремлений США, Англии и Швеции в этой стране.
Внешняя разведка содействовала разоблачению финских военных преступников в стране, компрометации деятелей, ответственных за втягивание страны в фашистскую коалицию (Маннергейм, Рюти, Таннер).
Своими активными действиями она способствовала оказанию выгодного СССР влияния на политику Финляндии и превращению ее в мирную, нейтральную страну.
Основные усилия резидентуры были направлены на выявление планов Запада в этой стране, розыску военных преступников, освещению деятельности нелегальных профашистских групп.
Резидентура в Вене получила важные документы по вопросам заключения государственного договора с Австрией, представляющие большой интерес для руководства нашей страны.Она получила текст одобренного НАТО проекта " сокращенного договора с Австрией", проект "Венского меморандума", другие важные материалы.
Резидентура внешней разведки в Канаде была создана вскоре после установления дипломатических отношений в 1942 г. До сентября 1945 г. ею были получены представившие интерес сведения о внешней и внутренней политике Канады, по линии научно-технической разведки. Однако в связи с предательством шифровальщика резидентуры ГРУ Гузенко в сентябре 1945 г. ее деятельность была прекращена.
В послевоенный период резидентура внешней разведки в Мехико добыла ценные сведения об американо-мексиканском военной сотрудничестве. В частности, были получены документы Межамериканского Совета обороны (т.н. генеральный план обороны американского континента), "сальвадорский проект" о борьбе с коммунизмом и многие другие ценные сведения.
Резидентура внешней разведки была создана в августе 1948 г. Ее возглавил резидент Вертипорох В.И. В первые годы деятельности резидентуры условия были благоприятными для нашей разведки, которой удалось приобрести ряд ценных источников в руководящих кругах страны и отдельных политических партий.
Резидентурой через ее агентурный аппарат были получены документальные сведения о дислокации американских и британских вооруженных сил в районе Средиземноморья. Всего только в 1950 — 1951 гг. было получено свыше 200 документов по интересующим Центр вопросам, в том числе протоколы секретных совещаний израильского правительства, сведения о структуре и деятельности израильских спецслужб.
В 1953 г. в связи с террористическим актом израильских властей, взорвавших бомбу на территории советского посольства, дипотношения между двумя странами были разорваны, а деятельность резидентуры прекращена.
"Легальная" резидентура в Каире была создана после установления дипотношений в 1944 г. В связи с полуколониальным статусом Египта ее главной задачей было выявление планов Великобритании в стране и регионе, проблемы американо-британских отношений и их борьбы за влияние на Ближнем Востоке.
К 1949 г. резидентура имела агентов в основных министерствах и ведомствах Египта, что позволяло освещать отдельные вопросы, интересующие Центр, в том числе по по внутриполитическим и межарабским проблемам. Однако наладить получение информации по США и Великобритании в полном объеме резидентуре не удалось.
Резидентура была создана в конце 1944 г. Ее задачей было освещение политики Англии и Франции в регионе, а также планов США на Ближнем Востоке.
Созданный агентурный аппарат позволял резидентуре успешно решать стоявшие перед ней задачи. Резидентура также осуществляла активные мероприятия по дискредитации ливанских реакционных политических деятелей , а также разоблачению антиарабских планов Запада в регионе.
Послевоенные годы имели важное значение в истории деятельности внешней разведки. Окончание второй мировой войны означало прекращение боевых действий на фронтах Европы, Азии, Атлантического и Тихого океана. Однако разведслужбы стран антигитлеровской коалиции, боровшиеся совместно против общего нацистского врага, не прекращали своей деятельности. После войны было расформировано американское Управление стратегических служб, а в 1947 г. ему на смену пришло Центральное разведывательное управление США, главные усилия которого были направлены против Советского Союза и его спецслужб.
Британская разведка и в годы второй мировой войны не прекращала своей деятельности в отношении Советского Союза. Однако в послевоенный период в связи с созданием НАТО, ставившего своей задачей осуществление постоянного военного противостояния со странами Западной Европы, страны-члены этой организации приступили к координации своих усилий по подрыву СССР и других социалистических стран.
Трудности достижения послевоенного урегулирования в Европе и координация усилий стран Запада в борьбе против СССР и его союзников привели к значительному расширению объема задач, стоявших перед внешней разведкой. В эти годы разведка активно совершенствовала формы и методы работы и успешно решала стоящие перед ней задачи. Поэтому 40-е и начало 50-х годов по праву называют "золотым веком" советской разведки.