Алина Потёмкин
В Доме Российского исторического общества (РИО) открылась выставка писем знаменитого советского разведчика Вильяма Фишера, вошедшего в историю под именем Рудольфа Абеля. На ее открытии глава Службы внешней разведки (СВР), председатель РИО Сергей Нарышкин впервые официально рассказал о результатах работы в США этого легендарного героя. По его словам, Фишер сумел добыть информацию о готовящемся ядерном ударе Вашингтоном по СССР.
«На его долю выпала тяжелейшая миссия создавать и развивать разведывательную сеть, перед которой была поставлена задача добывания важнейшей военно-стратегической, военно-политической информации об агрессивных планах и замыслах Соединенных Штатов Америки в отношении Советского Союза, в том числе о планах атомной бомбардировки городов Советского Союза. И с этой задачей Вильям Фишер и его коллеги справились блестяще», — рассказал Нарышкин.
Он рассказал, что свой псевдоним — Рудольф Абель — Фишер получил в 1957 году, когда в результате предательства был схвачен, но отказался сотрудничать с американской разведкой. Чтобы дать знать Москве о своей судьбе и заверить соотечественников в том, что он не предал Родину, он представился именем покойного друга, который тоже был разведчиком.
Американский суд над Фишером-Абелем приговорил его к 30 годам тюрьмы. Только в 1962 году Советскому Союзу удалось вернуть его на родину, обменяв на американского пилота-разведчика Фрэнсиса Гарри Пауэрса, сбитого над территорией СССР. Здесь, в Москве Фишер продолжил служить отечеству, а в свободное время рисовал.
Его письма из американской тюрьмы к жене, а также рисунки и другие предметы, сохранившиеся до наших дней, представлены на выставке. Она получила название по строке из одного письма Фишера — «Я уверен, что рано или поздно мы будем вместе…».
Публикации за Декабрь 2020