Автор: Марина Елисеева В ночь на 21 февраля на 89-м году жизни перестало биться сердце замечательной женщины, известного скульптора, человека большого мужества и настоящего патриота Елены Косовой.
Елена Александровна принадлежала к тем людям, которые тонко чувствуют пульс и ритм жизни как своих близких, так и всего народа. В марте 2012 года страна узнала о самоотверженном поступке майора Сергея Солнечникова: при самопроизвольном взрыве ручной гранаты ценой своей жизни офицер спас от верной смерти многих своих подчинённых. Этот подвиг, отмеченный званием Героя России, до глубины души тронул Елену Александровну и как женщину-мать, и как художника.
Творческий порыв и предоставленные «Красной звездой» изобразительные материалы помогли ей создать скульптурный портрет героя. В прошлом году в канун Дня Победы бюст отважного офицера она передала на хранение в Центральный музей Вооружённых Сил России.
Елена Александровна родилась, выросла и жила до самой кончины среди людей, для кого проявление мужества, преданности делу, которому служишь, стало нормой жизни. Дочь командира-пограничника, в годы Гражданской войны участника знаменитого «железного потока», воспетого Александром Серафимовичем, она впитала в себя лучшие качества патриота и потому бойцом невидимого фронта стала не по стечению семейных обстоятельств, а по твёрдому убеждению.
Елена Александровна без особой охоты рассказывала о том закрытом для посторонних глаз периоде своей жизни. Говорила лишь, что эти семь лет были насыщены оперативными заданиями, а каждый день наполнен ответственными встречами, поездками и ежедневным риском. Лишь близким друзьям она показывала хранящиеся в семейном архиве письма легендарных разведчиков супругов Коэн, тюремные рисунки знаменитого Рудольфа Абеля, что свидетельствует о круге общения, а следовательно, и важности задач, которые возлагались на неё, советскую разведчицу. Уже будучи в запасе, Елена Александровна долгие годы сопровождала мужа в зарубежные командировки в качестве домохозяйки. Новый статус позволил ей с головой окунуться в познание культуры тех стран, где ей доводилось побывать.
И вдруг в Будапеште неожиданно для неё самой в ней пробудился талант скульптора. Она и раньше занималась лепкой, но не придавала своему хобби серьёзного значения. А здесь, куда проследовала за мужем, она погрузилась в творчество великого венгерского поэта Шандора Петефи. И настолько, что испытала непреодолимое желание вылепить его портрет. «Проба глины» оказалась удачной: все, кому бы она ни показала её, без тени лести отзывались одобрительно, наказывая «так держать!»
Сегодня в творческой коллекции, оставшейся после Елены Александровны, десятки скульптурных композиций, запечатлевших образы людей, известных не только в России, но и за её пределами: поэты, композиторы, писатели, государственные деятели. За скульптурные портреты Героя России Владимира Барковского и писательницы-разведчицы Зои Рыбкиной-Воскресенской Елена Косова в 2010 году была удостоена премии Службы внешней разведки Российской Федерации в области литературы и искусства. Елена Александровна была человеком с крепким характером и неиссякаемым чувством юмора. Она подтрунивала над своими хворями и не позволяла себе расслабляться: «Жизнь только после восьмидесяти начинается». Последней, так и оставшейся незаконченной работой стал бюст видного советского партийного и государственного деятеля, партизана номер один Пантелеймона Пономаренко.
В Елене Александровне до самого конца сохранялось качество, которое вмещается в известную песенную строчку: «Прежде думай о Родине, а потом о себе».