11 ноября легенда российской разведки полковник Блейк отпраздновал 90–летие в кругу большой российско-английской семьи.
Эта судьба достойна своей бондианы. В биографии Джорджа Блейка были реальные, а не вымышленные, как у "агента 007" войны, заброски в разные страны мира, побег из тюрьмы и благополучное возвращение с холода под носом у хваленых британских спецслужб.
Оказавшись на своей второй родине — в СССР эпохи застоя, он не отрекся от своих идеалов — борьбы за мир и справедливость и не замкнулся на своих внутренних переживаниях.
В молодости этот человек дал бы фору Джеймсу Бонду. Джордж Блейк родился 11 ноября 1922 года в Роттердаме. Во время немецкой оккупации Голландии мать и сестры бежали в Англию, спасаясь от гибели. Джордж, которому в ту пору исполнилось 17 лет, остался в родном городе и участвовал в движении Сопротивления. "Моя юность, — вспоминал Блейк, — связана с Второй мировой войной, с ужасами оккупации. 10 мая 1940 года германская авиация подвергла Роттердам варварской бомбардировке. Город горел и дымился. Была разрушена 31 тысяча домов". А Блейк выжил и не прекратил борьбу.
В 1942 году он принял решение перебраться в Англию, чтобы продолжить борьбу с нацистами. С паспортом на чужое имя Джордж пробирался через оккупированную Францию. На испанской границе был арестован и заключен в тюрьму. Добился освобождения и прибыл в Англию, а уже в 1943 году ушел добровольцем служить на британский флот. Затем поступил в военно–морское училище, был направлен на подводный флот. Готовился к ведению десантных операций против Германии, однако в августе 1944 года Блейк был переведен в голландскую секцию британской разведки. После капитуляции германских войск выехал в Голландию для восстановления связи с ранее заброшенной туда британской агентурой. Ну, чем не сценарий для захватывающего боевика? Но биография советского суперагента еще и не начиналась. Самое сногсшибательное еще только впереди. После войны британские спецслужбы переориентируют основную работу на Советский Союз, и Блейк направляется в Гамбург для сбора сведений о советских войсках в Германии. Там он начинает самостоятельно изучать русский язык. Узнав об этом, руководство разведки направляет его на курсы русского языка, намереваясь использовать его в работе против СССР.
В октябре 1948 года Блейк стал резидентом СИС в Сеуле с заданием собирать сведения о советском Дальнем Востоке, Приморье, Сибири, Маньчжурии. С началом войны в Корее Сеул был занят войсками Ким Ир Сена. Блейк, как представитель воюющей стороны, попал в лагерь для военнопленных. Весной 1951 года через корейского офицера он передает записку в советское посольство с просьбой организовать встречу с представителем внешней разведки. Такие встречи состоялись, и Блейк сообщил ценные сведения об английских спецслужбах, предложил свое сотрудничество. При этом Джордж выдвинул два условия: сообщать информацию, касающуюся исключительно СССР и стран социалистического лагеря и работать бесплатно. Так началась служба перспективного офицера одного из самых засекреченных отделов британской разведки в советской внешней разведке.
После подписания перемирия в Корее в 1953 году Блейк с триумфом возвратился в Лондон, продолжил работу в штаб–квартире СИС и был назначен заместителем начальника отдела технических операций, который занимался секретным прослушиванием за границей. С тех пор он не расставался со шпионским мини–фотоаппаратом. Он передавал в Москву разведывательные обзоры военного министерства Англии, данные о степени осведомленности англичан и американцев в военных секретах СССР, много другой сверхсекретной информации.
Но самая знаменитая операция Блейка (по крайней мере, из известных мировой прессе…) связана с публичным разоблачением суперсекретной акции американской и английской разведок в Берлине. В декабре 1953 года на секретном совещании СИС и ЦРУ в Лондоне было принято решение о прокладке туннеля к линиям связи Группы советских войск в Германии. Соответственно, еще задолго до начала подземной стройки об этом стало известно в Москве. Как ни велик был соблазн того, чтобы вообще не допустить чужие уши к советским секретам, "союзникам" дали выстроить их "крысиную нору", позволили подключиться к кабелям связи, а затем использовали этот канал для мощной дезинформации. Ну а в итоге американцев и британцев ждало публичное тыканье мордой в грязь — мировое разоблачение их неприглядной деятельности. При этом скандал был так организован, что он не бросил даже тени подозрения на советского агента: тоннель был "случайно" обнаружен обычными телефонистами, проверявшими линии связи. Аналогичное мероприятие было проведено и в Австрии. Провал произошел не из–за ошибки Блейка или его кураторов из советской разведки, а из–за предательства сотрудника польской разведки, сообщившего ЦРУ сведения о некоем советском агенте в СИС. На допросах ему с пониманием сказали: вас, видимо, пытали и поэтому вы вынуждены были согласится на сотрудничество. Это возмутило и разозлило Блейка, как вспоминает он сам, и он открылся: никто его не принуждал, он сознательно работал на СССР, работал и для того, чтобы предотвратить новую глобальную войну. Блейк получил беспрецедентный по тем временам срок — 42 года тюрьмы. Но и это не сломило разведчика, и он с первых дней заточения стал готовить побег из одной из самых охраняемых тюрем Великобритании.
В замечательном документальном фильме, который телеканал "Звезда" совместно с Пресс–бюро СВР снял к 90-летнему юбилею Блейка, зрители увидели эти мощные решетки и высоченные стены, которые пришлось преодолеть советскому супершпиону. При побеге он сломал себе руку, но через пару часов, уйдя от погони, сидел в квартире его английского друга и смотрел выпуски теленовостей. Показывали сюжеты о дерзком побеге советского агента...
Шансов выбраться из Англии и попасть в безопасное место в такой ситуации ни у кого другого, пожалуй, не было. Но уже через несколько дней Джордж Блейк пил свой английский утренний чай в Москве в окружении коллег — советских разведчиков. Через границы и кордоны ему помогли перебраться не кураторы из разведки, а его английские друзья. Правда, ехать пришлось без комфорта — в потайном ящике автофургона. Тоже информация к размышлению: каким обаянием и силой убеждения надо обладать, чтобы люди решились на смертельный риск — помочь бежать советскому шпиону? А как ему по большому счету везло? Почти как удачливому, самоуверенному супермену из английских боевиков…
За большие заслуги в деле обеспечения государственной безопасности нашей страны Блейк награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, "За личное мужество", орденом Дружбы, многими медалями, а также нагрудными знаками "Почетный сотрудник госбезопасности" и "За службу в разведке" (порядковый номер № 1). Он стал легендой советской и российской разведки и живым примером и учителем для многих.
Очень непросто было для такого человека вжиться в совершенно иную реальность, "выйдя с холода". Семья, дети остались в Англии.
Но он нашел новую спутницу жизни, у него родился "русский" сын — Миша и он поднялся на недосягаемую многим вершину девяностолетия. Свой юбилей Джордж или Жора, Георгий Иванович, как зовут его русская супруга – Ида Михайловна и коллеги, встретил в кругу большой семьи: из Англии приехали его три сына. А еще у разведчика девять внуков. В своем подмосковном доме полковник принимал многочисленные поздравления. Есть среди них и от президента России. "Уважаемый Георгий Иванович! От души поздравляю Вас с 90–летним юбилеем. Вы по праву принадлежите к плеяде сильных и мужественных людей, блестящих профессионалов.
В любых обстоятельствах Вы неизменно демонстрировали выдержку, готовность к ответственной и напряжённой работе, к серьёзным испытаниям и всегда успешно решали поставленные задачи.
Вы и Ваши коллеги внесли огромный вклад в сохранение мира, обеспечение безопасности и стратегического паритета. Эта незаметная для постороннего взгляда, но очень важная работа заслуживает самого высокого признания и уважения.
Желаю Вам здоровья и всего наилучшего". Владимир Путин.
В одном из юбилейных интервью Георгий Иванович назвал себя very lucky man — очень счастливым человеком. И он имеет в виду не только удачливость. Как признается сам Блейк, годы в Советском Союзе и в России стали для него лучшими, самыми счастливыми и спокойными в жизни. Но самом деле, это преодоление самого себя — сродни его боевым и оперативным подвигам. Это вам не по крышам бегать и палить по–македонски, как "агент 007". Такое по плечу только незаурядной, глубокой, сильной личности.
Настоящему полковнику.