Умер легендарный "Амир". Не стало советского разведчика Геворка Вартаняна
12 Января 2012
Андрей ЯШЛАВСКИЙ
В Боткинской больнице Москвы на 88—м году жизни скончался разведчик, Герой Советского Союза Геворк Вартанян.
Говорят, что он был прототипом одного из героев знаменитого фильма "Тегеран—43" о том, как было сорвано покушение против "Большой тройки".
Впрочем, сам Геворк Андреевич, когда корреспондент "МК" спросил его несколько лет назад, узнает ли он себя в этой киноленте, засмеявшись, ответил: "Нет... Ну, художественный фильм, слишком много стрельбы. Разведчики практически не применяют оружия. Для публики фильм поставлен интересно: Восток, стреляют, скрываются. Там только эпизод, как через водоканал хотели пробить ход в английское посольство, — единственное, пожалуй, что соответствовало действительности".
Судьба Геворка Вартаняна интереснее любого фильма. Родившийся в Ростове—на—Дону, он с семьей выехал в 1930 году в Иран. Его отец, известный всему Тегерану состоятельный кондитер, был связан с советской разведкой. Геворку было 16 лет, когда он сам под псевдонимом Амир возглавил спецгруппу по выявлению нацистской агентуры в Иране. Группа молодых ребят — выходцев из СССР (их в шутку прозвали "легкой кавалерией") — рыскала по иранской столице на велосипедах. За два года работы "легкая кавалерия" выявила около 400 агентов врага. Ребята из группы Амира принимали участие в срыве замыслов немцев по ликвидации участников Тегеранской конференции. "С нашей помощью, например, были захвачены шесть немецких радистов, — рассказывал "МК" Вартанян. — Сначала их запеленговали наши старшие товарищи. Мы же первыми нашли место, где они высадились, и оттуда вели их до Тегерана. Они ехали в столицу на верблюдах — а мы за ними. Все они были перевербованы и работали под нашим контролем". Пришлось юному разведчику бороться и с "заклятыми союзниками" - во время войны англичане создали в Иране разведшколу для заброски агентов в Закавказье и Среднюю Азию. И Геворк стал курсантом этой школы — а засланные в СССР британские агенты начали вскоре "засыпаться".
В 1951 году Вартанян и его жена и соратница Гоар вернулись в Союз, а затем последовала многолетняя работа разведчиков—нелегалов за рубежом.
— Мы трижды меняли все свои данные, включая гражданство, — рассказывал в одном из последних своих интервью журналисту "МК" Вартанян. — И всегда боялись столкнуться с теми, кто знал нас под другими именами. Это же грозило провалом. Но таких встреч не всегда удавалось избежать.
А однажды из Центра им пришла шифровка с сообщением о присвоении Геворку Андреевичу звания Героя Советского Союза. "Показал жене — вслух нельзя было читать, — вспоминал Вартанян. — Быстренько сожгли сообщение — и в ресторан!"
Стаж Геворка Андреевича в разведке (где год порой идет за два, а то и за три) больше, чем вся его жизнь, — 120 лет! Фактически до последнего дня он был в строю — учил молодежь нелегкому ремеслу. Накануне смерти он даже раскрыл журналисту "МК" некоторые тайны такой подготовки: "Пообщавшись с человеком пару часов, понять, будет ли он потенциально хорошим разведчиком, нельзя. Мы долго присматриваемся. Если в ходе учебы появляются какие—то сложности, прощаемся с кандидатом без всяких сожалений. Карьеристов обычно раскусываем очень быстро — и их не берем. Они нам не нужны. Главный наш упор на то, чтобы человек любил Родину. Мы с Гоар прожили 45 лет на чужбине и почувствовали, что она значит. Без Родины мы все никто и ничто. А когда Родина за спиной — ничего не боишься. Техника ломается, а человека не сломаешь. Если только он не предатель. Моему поколению разведчиков не на что было опереться в техническом плане, потому люди более крепкие были".