Константин Капитонов. "Египтолог из внешней разведки" (предисловие Е. М. Примакова). М., "Алгоритм", 2008, 224 стр.
Основное действующее лицо новой книги, изданной в серии "Щит и меч", — Вадим Алексеевич Кирпиченко относился к тем людям, о которых долгое время почти ничего не было известно широкой общественности. Он мог бы стать видным ученым или политическим деятелем, крупным инженером в промышленности или блестящим переводчиком, прекрасным журналистом. Но ему суждено было иное: сыграть важную роль в деятельности советской и российской внешней разведки.
После Великой Победы демобилизованный старший сержант 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Вадим Кирпиченко поступил в Московский институт востоковедения. В 1952 году новоиспеченный арабист был направлен на работу во внешнюю разведку. В совершенстве владел арабским, английским и французским языками. Уже через два года он — заместитель резидента КГБ в Египте. Затем последовали долгие годы работы в качестве резидента советской внешней разведки в Тунисе и снова — в египетской столице. В центральном аппарате возглавлял африканский отдел, а позже — нелегальное подразделение разведки нашей страны. В течение пяти лет он являлся заместителем, а затем 12 лет — первым заместителем начальника внешней разведки. С 1991 по 1997 год В. А. Кирпиченко руководил Группой консультантов при Директоре Службы внешней разведки Российской Федерации.
За образцовое выполнение служебного долга генерал-лейтенант Кирпиченко был награжден восемью советскими и российскими орденами и многими медалями, восемью иностранными орденами, а также нагрудными знаками "Почетный сотрудник госбезопасности" и "За службу в разведке". Всего на кителе ветерана красовались 54 награды, но самой дорогой для него была медаль "За отвагу", которую юный фронтовик получил за личную храбрость, проявленную в кровавых боях у венгерского озера Балатон.
По мнению Е. М. Примакова, друга и коллеги легендарного разведчика, Вадим Кирпиченко являлся одним из лучших специалистов в своей области. Его отличали высокий профессионализм оперативника и компетентность руководителя, незаурядные способности организовать деятельность коллектива в самых различных точках земного шара и в самой различной обстановке, включая кризисную.
Автор книги рассказывает о деятельности В. А. Кирпиченко на фоне тех событий, которые он не просто наблюдал, но и принимал в них активное участие. Причем в повествование автора органично вписываются выдержки из дневников разведчика. Так, Вадим Алексеевич являлся одним из немногих людей в нашей стране, кто неоднократно встречался с семью (!) директорами Центрального разведывательного управления США на различных международных форумах, конференциях и семинарах. Большой интерес для читателя могут представить его характеристики девяти последних председателей КГБ СССР, с которыми Кирпиченко был лично знаком и общался по конкретным оперативным делам.
Вадим Алексеевич часто подчеркивал, что главным побудительным мотивом его деятельности являлась любовь к разведке, к профессии. Вся жизнь и работа разведчика Кирпиченко свидетельствуют об искренности этих слов. Об этом и идет речь в предлагаемой читателю книге.