Вчера парламент Италии принял решение создать специальную комиссию по изучению списка граждан страны, подозреваемых в сотрудничестве с КГБ в годы холодной войны. Таким образом, спустя почти три года после предания гласности этого списка итальянские депутаты решили снова включиться в борьбу с "агентами КГБ".
В состав парламентской комиссии вошли 20 депутатов и 20 сенаторов. Среди них есть достаточно известные политики, такие, как экс-премьер Джулио Андреотти (Giulio Andreotti) и бывший министр юстиции Оливьеро Дилиберто (Oliviero Diliberto). Комиссия займется изучением "итальянского досье" из архива бывшего сотрудника КГБ Василия Митрохина, который в начале 90-х годов перебежал на Запад.
11 октября 1999 года специально созданная итальянским парламентом комиссия обнародовала имена граждан Италии, контактировавших с сотрудниками КГБ СССР на протяжении сорока послевоенных лет. Тогда это вызвало в Италии настоящий шок: список состоял из 261 имени, и в нем оказалось немало известных людей.
В частности, в нем фигурировал тогдашний лидер итальянской компартии Армадо Коссутта (Armado Kossutta) — с ним, согласно досье, у агента КГБ сложились "доверительные отношения". За лидером коммунистов следовал бывший глава итальянской соцпартии и вице-спикер парламента Франческо де Мартино (Francesco de Martino) -- "важный, доверительный источник" по кличке Либеро. Есть в списке и деятели правого толка. К примеру, тогдашний депутат Европарламента от партии Forza Italia Йас Гавронски (Ias Gavronschi), который одно время был даже пресс-секретарем лидера этой партии Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi),-- он находился "в разработке" у сотрудника КГБ.
Кроме политиков в списке значатся имена десятков известных в Италии журналистов, университетских профессоров, общественных и даже религиозных деятелей. Все они были так или иначе связаны с сотрудниками КГБ: либо выполняли их поручения, либо просто "общались". Характер этого общения в свое время тщательно изучали итальянские спецслужбы.
В Италии многие недоумевают: зачем депутатам понадобилось возвращаться к спискам трехлетней давности. Ведь еще три года назад, сразу после обнародования досье, спецслужбы давали понять, что реально привлечь к судебной ответственности из всего списка удастся десяток человек. Причем имена подозреваемых в наиболее серьезных грехах были изначально засекречены и огласке не подлежали. Прегрешения же остальных были либо невелики, либо, возможно, вообще являлись плодом фантазии встречавшихся с ними сотрудников КГБ.
И тем не менее депутаты решили еще раз поработать со списками. Обычно интерес к шпионским досье возрастает в период обострения политической борьбы. Именно это и происходит сейчас в Италии.
О результатах своей работы комиссия обещает отчитаться в течение года.