В марте 1953 г. скончался Сталин, в течение почти тридцати лет стоявший у руля партии и государства. С его смертью закончилась целая эпоха в жизни страны. Народ ожидал перемен и, в первую очередь, прекращения репрессий и освобождения всех политзаключенных. Однако эти перемены пришли не сразу. В правящих кругах развернулась острая борьба за власть, исход которой никто не мог предопределить. К власти в стране рвался Берия, который понимал, что изменение политического курса не сулит ему и его сторонникам ничего хорошего.
Однако в июле 1953 г. Берия был смещен со всех постов и арестован. В стране не сразу, но началась так называемая "хрущевская оттепель". Были освобождены сотни тысяч политических заключенных, ликвидированы гулаги, восстановлено доброе имя многих честных людей, репрессированных в сталинские годы.
На ХХ съезде КПСС Н.С. Хрущев огласил доклад ЦК о культе личности Сталина и его последствиях, положивший начало десталинизации внешней и внутренней политики страны. Изменилась внутриполитическая обстановка в Советском Союзе, а также внешняя политика страны, которая стала более открытой и предсказуемой.
С изменениями, происшедшими в СССР и на международной арене, задачи внешней разведки стали формулироваться по-новому.
Внешняя разведка органов безопасности играла важную роль в осуществлении внешней политики государства. Благодаря полученным ею военным планам США и НАТО в отношении СССР, планировавших, в частности, развязывание полномасштабной войны с применением ядерного оружия, политическое руководство нашей страны предпринимало адекватные меры по усилению обороноспособности и срыву замыслов США и НАТО.
Внешняя разведка переживала в начале этого периода серьезные трудности. В 1953 г. ее центральный аппарат по прихоти Берии подвергся ряду неоправданных перестроек. В марте 1953 г. Первое главное управление МГБ СССР было преобразовано во Второе главное управление МВД СССР. В мае того же года Берия, вновь поставивший внешнюю разведку под свой прямой контроль, провел новую ломку ее структуры и сокращение штатов. Большое количество руководителей и оперработников "легальных" резидентур была отозвана в Москву для отчета о работе. Массовой чистке подверглась агентурная сеть разведки, что нанесло ей серьезный урон.
После ареста Берии руководством страны были приняты меры по укреплению внешней разведки органов безопасности. 13 марта 1954 г. решением Президиума Верховного Совета был образован Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР.
30 июня того же года было принято решение ЦК КПСС "О мерах по усилению разведывательной работы органов государственной безопасности за границей". В соответствии с ним, перед внешней разведкой ставились следующие основные задачи:
В области научно-технической разведки ставились задачи добывания документальных материалов по важнейшим открытиям и военным изобретениям в области атомной энергии, реактивной техники, радиолокации и образцов новейшей техники.
По линии внешней контрразведки ставилась задача агентурного проникновения в разведывательные, контрразведывательные и полицейские органы стран НАТО, предупреждать и парализовывать их подрывную деятельность против СССР.
В начале 50-х годов центральный аппарат внешней разведки строился по линейному принципу. Он включал в себя ряд управлений и отделов, в том числе:
Отделы:
Несмотря на необходимость активизации работы против США, которые в тот период рассматривались как главный противник, Берия, подчинивший себе разведку и сделавший ее 2 Главным управление ММВД, в мае 1953 г. ликвидировал американский отдел. Вместо него был создан объединенный отдел США, Канады, Англии, Мексики, Аргентины со штатом всего в 24 человека. Управление по Западной Европе было преобразовано в отдел. В 1954 г. центральный аппарат внешней разведки был реорганизован и укреплен.
В 1953 — 1954 г. временно исполняющим обязанности начальника внешней разведки являлся видный разведчик-нелегал Коротков Александр Михайлович.
В 1954 г. решением ЦК КПСС ее возглавил Панюшкин Александр Семенович.
В связи с переходом Панюшкина А.С. на работу в ЦК КПСС в 1956 г. внешнюю разведку органов безопасности возглавил Сахаровский Александр Михайлович, который оставался на этом посту бессменно до 1972 г.
В 1953 г. были созданы советнические аппараты МГБ СССР при органах безопасности стран Варшавского договора. В 1955 г. на совещании руководителей органов безопасности этих стран были определены основные задачи для каждой из разведок. Была достигнута договоренность о проведении совместных оперативных мероприятий по проникновению в спецслужбы противника, а также по добыванию разведывательной политической, научно-технической и военной информации.
США по-прежнему рассматривались в качестве главного противника , работу против которого должны были вести все резидентуры внешней разведки. Обстановка для внешней разведки непосредственно в США продолжала оставаться сложной. С приходом к власти президента Эйзенхауэра США положили в основу внешней политики теорию "освобождения". Развернула свою деятельность комиссия сенатора Дж. Маккарти по расследованию антиамериканской деятельности. Одновременно власти США закрыли для посещения советскими дипломатами примерно одной трети страны, что также затруднило деятельность разведки.
"Легальные" резидентуры внешней разведки работали в условиях жесткого контрразведывательного режима, однако задачи перед ними стояли весьма сложные. Поэтому в 50-х годах резидентуры в США в основном приобретали агентуру из числа иностранцев.
Что же касается американцев, работающих в важных правительственных учреждений, их вербовка осуществлялась на материальной основе. В 50-х годах таким образом было завербовано несколько граждан США, способных получать секретную политическую, военную и научно-техническую информацию.
Учитывая сложную обстановку в США, большое значение придавалось работе с нелегальных позиций. С 1949 по 1957 г. в этой стране успешно работал знаменитый разведчик-нелегал Р.И. Абель (настоящее имя Фишер Вильям Генрихович), который занимался выявлением атомных секретов США. В результате предательства его помощника Вика в 1957 г. он был арестован и осужден на 30 лет тюремного заключения. Полученная Абелем Р.И. информация по атомной проблеме имела важное значение для Советского Союза
Ведению разведки в Великобритании придавалось большое значение. Перед резидентурой (руководитель — Родин Б.Н.) стояли задачи по выявлению военно-политических замыслов стран НАТО против СССР, получению развединформации о внешней и внутренней политике Англии и работа против США.
После провала "кембриджской пятерки" резидентура сохранила свой разведывательный потенциал, располагая рядом весьма ценных агентов. Наиболее ценным из них являлся сотрудник британской разведки Дж. Блейк, завербованный во время его работы резидентом СИС в Сеуле в 1951 г. С 1955 по 1959 год он работал в русской секции СИС в Западном Берлине.
От него поступали ценные документальные материалы о структуре и деятельности британских спецслужб, по военным вопросам, в том числе разведывательные обзоры Военного министерства Великобритании.
В 1956 г. при помощи Дж.Блейка внешняя разведка осуществила мероприятие по вскрытию построенного спецслужбами Англии и США туннеля в Берлине для прослушивания линии связи Группы советских войск в Германии. Только в ГДР по его наводкам было разоблачено и обезврежено 200 агентов США и Англии.
Ценным агентом являлся завербованный в 1956 г. сотрудник военно-морского атташата Великобритании в Москве В. Вессал. После возвращения в Лондон он работал в Британском адмиралтействе. За время сотрудничества от него были получены ценные документальные материалы по военным и военно-политическим планам Великобритании и НАТО.
Еще одним важным источником информации был завербованный от имени польской разведки секретарь-шифровальщик военно-морского атташе в Варшаве Г. Хаутон, от которого были получены шифры и ценные материалы по английскому флоту и разведке ВМФ.
В целом лондонская резидентура успешно решала поставленные перед ней задачи и снабжала Центр весьма ценной информацией.
Помимо освещения вопросов внешней и внутренней политики Франции резидентура в Париже имела задачей информировать Центр о политике других стран НАТО по германскому и берлинскому вопросам, а также их деятельности на Ближнем и Среднем Востоке.
Выполнение поставленных задач затруднялось малочисленным составом резидентуры. Однако, имея солидный агентурный аппарат, она успешно справлялась с поставленными задачами, добывая большое количество интересующих Центр сведений. Накануне совещания министров иностранных дел четырех держав в Берлине она добыла доклад экспертов, содержащий изложение позиций западных стран.
Ею были также получены ценные материалы по германской и австрийской проблемам, материалы Совета НАТО, об американских базах во Франции и другие важные сведения. Больших успехов резидентура добилась в области внешней контрразведки. Ей удалось приобрести агентурные позиции в органах французской контрразведки, что позволило избежать провалов в работе ГРУ ГШ и разведслужб некоторых восточноевропейских стран.
В частности, в 1950 г. французские спецслужбы совместно с ЦРУ проводили операцию под условным названием "Минос". Цель операции — внедрить в Чехословакию группу боевиков для организации террористических акций и ведения партизанской борьбы. Операция финансировалась ЦРУ, которое также поставляло вооружение и технические средства. Диверсионная группа проходила подготовку во Франции, департамент Валь-д`Уаз, под руководством специалистов французской разведки. Только четыре человека в американских и французских спецслужбах знали об этой операции, однако, когда состоялась заброска группы диверсантов на территорию Словакии, в лесистый район, все они были арестованы местной контрразведкой.
Провал операции "Минос" не только предотвратил проведение террористических акций в этой стране, на и надолго рассорил ЦРУ и французскую разведку.
В 50-х годах резидентура КГБ в Италии действовала в условиях жесткого полицейского режима в отношении советских представителей. Несмотря на это, ей удалось наладить получение интересующих Центр сведений. В частности, резидентурой были добыты шифры итальянского МИД, что позволяло Центру быть в курсе внешней политики этой страны, шифры генштаба, министерства обороны, других ведомств.
В середине 50-х годов агентурный аппарат резидентуры был значительно обновлен. Это позволило получать документальную информацию по различным вопросам, в том числе отражающим позиции госдепартамента США и МИД Англии , Франции, других стран по основным проблемам международной политики, по главным вопросам, обсуждаемым на заседаниях Совета НАТО и т.п.
Успешной была работа резидентуры и по линии научно-технической разведки.
Большое внимание уделялось работе с нелегальных позиций. Все это позволило резидентуре успешно решать поставленные перед нею задачи и стать одним из основных разведывательных подразделений разведки, освещающих деятельность НАТО и правительств стран-участников этого военного блока.
До подписания в мае 1955 г. Государственного договора, превратившего Австрию в нейтральное государство, главной задачей внешней разведки в этой стране было не допустить включение Австрии в НАТО и ее присоединения к ФРГ.
В 1953 г. в связи с обострением отношений СССР с США и ФРГ из-за берлинского кризиса и ремилитаризации Западной Германии перед резидентурой в Вене стояла задача освещать позиции западных стран на переговорах по Австрии, военные приготовления НАТО в этой стране, секретные планы по созданию австрийской армии, использование Западом территории страны для ведения разведки против СССР и его союзников.
С целью не допустить реализации плана США, оставляющего открытым вопрос о вступлении Австрии в НАТО, который поддерживался министром иностранных дел этой страны К.Грубером, в 1953 г. резидентура провела мероприятие по его дискредитации как агента ЦРУ. В результате К.Грубер лишился поста министра иностранных дел.
Внешняя разведка через свои возможности способствовала установлению прямых переговоров между австрийским и советским правительствами, которые состоялись в апреле 1955 г.
Активную работу резидентура КГБ проводила против разведывательных и контрразведывательных органов США, Англии, Франции и ФРГ. Ей удалось внедрить свою агентуру в разведку ФРГ.
Успешно работала резидентура и по линии научно-технической разведки.
Наиболее результативной была работа внешней разведки в Финляндии. Располагая сетью агентов в МИД, других правительственных учреждениях, спецслужбах страны, в руководящих кругах ряда политических партий, резидентура регулярно информировала Центр о положении в стране, внешней политике Финляндии, деятельности здесь представителей США, Англии, Швеции и других стран.
С использованием своих возможностей внешняя разведка содействовала продлению в 1955 г. срока договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в 1948 г.
Большое внимание уделялось работе против спецслужб США и других стран НАТО, использующих территорию Финляндии для ведения разведки против СССР. Через агентуру в финских спецслужбах ею разрабатывались установленные американские и английские разведчики, проводились мероприятия по организации подстав нашей агентуры.
С использованием агентов-вербовщиков, выступавших под именем иностранцев, был приобретен ряд ценных агентов в министерстве обороны,спецслужбах страны, МИД. От них поступала важная информация о внешней и внутренней политике Бельгии, а также планах НАТО, США , Англии и других европейских стран в отношении СССР и Варшавского договора.
Резидентура привлекла к сотрудничеству одного видного политического деятеля, а также иностранного дипломата. Были получены правительственные шифры , позволявшие читать переписку МИД и других ведомств.
Резидентура внедрила своего агента в сеть британской разведки в Швеции, что позволило разоблачить английскую агентуру в Прибалтике.
До установления в 1955 г. дипотношений с ФРГ работа внешней разведки против нее велась с территории ГДР. Главными задачами Аппарата уполномоченного КГБ в ГДР было выявление планов и намерений США и других стран Запада по ремилитаризации и включению ФРГ в НАТО. Важное значение придавалось выявлению попыток отдельных правых кругов возродить фашизм в стране и взять реванш за поражение в войне.
С установлением дипотношений между СССР и ФРГ в 1955 г. в этой стране была создана резидентура КГБ, перед которой стояли задачи освещения внешней и внутренней политики Бонна, особенно в отношении ГДР и Западного Берлина, воссоединения Германии, позиции Бонна в НАТО, других международных организациях, его связями с США, Англией, Францией.
В работе против ФРГ и спецслужб Запада активно использовался канал сотрудничества с органами безопасности ГДР. В результате совместных усилий разведок двух стран Центр был в курсе внешней и внутренней политики этой страны, деятельности стран Запада на территории ФРГ.
На основе получаемой информации внешняя разведка проводила мероприятия по дискредитации крайне правых, пронацистских сил в стране, реваншистских кругов. С целью пресечения подрывной деятельности ведомства Геллена (разведка ФРГ) и спецслужб западных держав против ГДР Аппарат КГБ совместно с органами безопасности этой страны провели в 1953-1955 гг. несколько крупных мероприятий. В частности, в декабре 1954 г. в Восточный Берлин были выведены начальник разведотдела при ведомстве Бланка полковник Хайнц и начальник филиала разведотдела по Западному Берлину Кольб. В результате операции были разоблачены 36 агентов ФРГ, работавших в ГДР против советских войск.
Большой резонанс в 1954 г. получило т.н. дело О.Йона
Внешней разведке КГБ стало известно от агентурного источника о том, что Президент Федерального ведомства по охране конституции (контрразведка ФРГ) Отто Йон в узком кругу высказывает недовольство ростом реваншистских настроений в стране, усилением позиций пронацистских элементов в правоохранительных органах Западной Германии, которым оказывает покровительство канцлер Аденауэр.
Совместно с разведывательными органами ГДР было принято решение вывести О.Йона в Берлин на празднование 10-й годовщины покушения на Гитлера, организовав его беседу с представителем советской внешней разведки.
По заданию Аппарата уполномоченного КГБ в ГДР школьный товарищ О. Йона — Вольфганг Вольгемут установил с ним контакт и предложил организовать эту встречу. О. Йон дал свое согласие. Прибыв в Берлин 20 июля 1954 г., он встретился с сотрудником аппарата Уполномоченного КГБ Кучиным В.В. В результате состоявшейся беседы он принял решение перейти в Восточный сектор Берлина и остаться в ГДР. Свое решение он мотивировал неустойчивым личным положением из-за недоверия к нему канцлера Аденауэра и правящей коалиции ХДС/ХСС, отсутствием какой-либо поддержки со стороны правительства в борьбе против бывших нацистов.
О. Йон выразил желание установить с нами контакт для ведения борьбы против политики реакционных кругов Западной Германии. 27 июля 1954 г. он сделал публичное заявление о добровольном переходе в ГДР и осудил политику Запада, направленную на увековечение раскола Германии. На следующий день, 28 июля 1954 г., он сделал аналогичное заявление по радио. 11 августа состоялась пресс-конференция О. Йона в Берлине, где он повторил ранее сделанные заявления.
Переход бывшего Президента Федерального ведомства по охране конституции вызвал громкий политический скандал в Бонне. По указанию федерального канцлера К.Аденауэра было начато расследование. Руководитель БНД (западно-германской разведки) Геллен заявил, что О.Йон якобы с 1938 г. был связан с советской внешней разведкой и имеет отношение к деятельности "Красной капеллы".
Поскольку советская внешняя разведка была хорошо осведомлена о положении в Ведомстве по охране конституции и деятельности контрразведки ФРГ, было принято решение использовать переход О.Йона в ГДР в политической пропаганде для разоблачения подрывной деятельности Запада против ГДР. В течение года он работал в "Комитете единства Германии", выступал в пропагандистских мероприятиях.
Жена О.Йона отказалась последовать за ним в Восточный Берлин и устроилась на жительство в Лондоне. В 1955 г. он стал высказывать недовольство своим положением в ГДР и желание воссоединиться с семьей. К тому же западногерманские власти публично заявили, что они в случае возвращения О.Йона в Бонн не будут привлекать его к строгой ответственности.
С учетом этих обстоятельств, а также считая, что внешняя разведка добилась пропагандистских целей, связанных с его пребыванием в ГДР, было принято решение не чинить ему препятствий в возвращении в Западную Германию.