Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииДокументыМеждународно-правовые аспекты минной проблемы

Международно-правовые аспекты минной проблемы

Существующие международные нормы, касающиеся ППМ, представляют собой как юридически обязывающие действующие документы, так и достигнутые, но не вступившие в силу соглашения, поскольку они требуют ратификации парламентами договаривающихся сторон, а также односторонние обязательства отдельных государств, принятые ими в порядке доброй воли.

Действующие соглашения

В настоящее время применение ППМ регламентируется двумя основополагающими юридически обязывающими соглашениями: Общее международное гуманитарное право (Право войны) и Конвенция ООН 1980 года о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Конвенция о конкретных видах обычного оружия). Протокол II к Конвенции, являющийся ее составной частью, ограничивает применение мин, мин-ловушек и других устройств. В нем не затрагиваются вопросы производства, накопления и передачи (экспорта). Силу закона Конвенция имеет лишь для государств-участников, ратифицировавших ее. Участниками Конвенции являются 68 государств, из которых 65 ратифицировали также Протокол II.

Основные положения Протокола II включают следующие требования:

  • использование мин исключительно в отношении военных объектов;
  • использование дистанционно устанавливаемых мин только при условии, что места их установки четко зарегистрированы, а сами мины снабжены устройством самоликвидации или самонейтрализации;
  • регистрация расположения всех предварительно запланированных минных полей;
  • предание гласности, когда это возможно, по окончании боевых действий информации о расположении минных полей и принятие необходимых мер по разминированию.

Главная цель принятых ограничений — исключить безответственное применение ППМ, влекущее за собой серьезную опасность для мирного населения, снизить побочный урон, наносимый гражданским объектам и экологии в процессе воздействия минного оружия, сузить круг использования мин до ситуаций, в которых военная целесообразность превосходит урон в гражданской сфере. Таким образом, принятие Протокола II явилось в определенной степени компромиссом между общими гуманитарными целями и интересами безопасности отдельных государств.

Протокол II с поправками

После десяти лет действия Протокола II к Конвенции 1980 года о конкретных видах обычного оружия обнаружились слабые стороны этого документа, проявившиеся в его незначительном влиянии на использование мин в произошедших за этот период времени вооруженных конфликтах.

Одним из крупных недостатков действующего Протокола является применимость его положений исключительно к международным вооруженным конфликтам, тогда как наиболее значительное число жертв среди мирного населения в результате неизбирательного действия ППМ отмечалось во внутренних межэтнических, религиозных и других конфликтах. Продолжался не контролируемый Конвенцией экспорт ППМ. Кроме того, Протокол II, запрещая в целом применение минного оружия против гражданских объектов и населения, не устанавливает конкретных требований к основным характеристикам ППМ, определяющим избирательность их воздействия и время активного состояния после установки.

Стремясь исправить эти недостатки, Франция в 1993 году выступила с инициативой пересмотра Конвенции 1980 года. В 1995 году группа правительственных экспертов, образованная по решению 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подготовила новый проект Протокола II. В мае 1996 года в Женеве на второй возобновленной сессии конференции государств-участников Конвенции был принят документ в новой редакции — Протокол II с поправками.

В нем значительно расширена статья "Определения". Дано толкование таких понятий, как "противопехотная мина", "дистанционно устанавливаемая мина", "минное поле", "механизм самоуничтожения", "механизм самонейтрализации", "самодеактивация", "дистанционное управление", "элемент неизвлекаемости", "передача".

Существенно расширены и конкретизированы положения статьи "Общие ограничения в отношении применения мин, мин-ловушек и других устройств". Согласно этой статье сторона, присоединившаяся к Протоколу, несет ответственность за все применяемые ею мины и другие устройства и обязуется разминировать, уничтожить или содержать их в порядке, оговоренном в статье 10 Протокола. Оружие, к которому применяется данная статья, должно строго соответствовать спецификациям и ограничениям, указанным в Техническом приложении в отношении каждой конкретной категории. Статья запрещает также применять самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, если он продолжает функционировать после того, как сама ППМ деактивировалась, а также мины со специальными устройствами, взрывающими боеприпас в присутствии традиционных миноискателей за счет магнитного или иного неконтактного влияния. Основная цель общих ограничений — исключение случайных жертв среди гражданского населения.

Протокол II с поправками запрещает применение необнаруживаемых ППМ, а также дистанционно устанавливаемых противопехотных и иных мин, если они не оснащены эффективными механизмами самоуничтожения и /или самодеактивации, а также всех типов мин-ловушек (мины, специально закамуфлированные под кажущиеся безвредными предметы).

Принципиально новая статья "Передача" запрещает или ограничивает передачу (экспорт) противопехотных мин государствам, не связанным Протоколом II. Передача мин разрешается только уполномоченному государственному учреждению.

Протоколом предусматривается 9-летний период отсрочки (с момента вступления его в силу), в течение которого сторона, заявившая о своей приверженности Протоколу II, предпринимает усилия по прекращению производства и применения необнаруживаемых ППМ, а также дистанционно устанавливаемых ППМ, не оснащенных эффективными механизмами самоуничтожения и самодеактивации. По окончании этого периода применение ППМ без устройств самоуничтожения и самодеактивации запрещается, за исключением противопехотных мин, не являющихся дистанционно устанавливаемыми минами, но находящихся под наблюдением военного персонала и защищенных ограждением или иными средствами в пределах промаркированного района. Статья "Технологическое сотрудничество и помощь" предусматривает возможность обмена информацией и технологиями (кроме оружейной технологии) между государствами-участниками Конвенции, когда это необходимо и осуществимо, с целью сокращения отсрочки и содействия осуществлению соответствующих запрещений и ограничений, изложенных в Протоколе.

Протокол II с поправками вступит в силу через шесть месяцев со дня сдачи на хранение депозитарию двадцатой ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении (к весне 1998 года его ратифицировали 16 государств). Скорейшая ратификация Протокола как можно большим числом государств-участников означала бы очередной практический шаг по пути последовательного решения минной проблемы. По имеющимся прогнозам. Протокол может вступить в силу в 1998 году.

Конвенция о всеобъемлющем запрещении ППМ

В октябре 1996 года по инициативе правительства Канады состоялась международная конференция по противопехотным минам, положившая начало так называемому "оттавскому процессу". Конференция, полноправными участниками которой стали представители 50 государств, по сути дела явилась отправным моментом в организационном оформлении коалиции стран, разделяющих идею всеобщего и полного запрещения ППМ. В декларации конференции, не имевшей юридического статуса, содержался призыв к скорейшему заключению международного договора, запрещающего производство, накопление, экспорт и применение ППМ.

К сторонникам "оттавского процесса" можно отнести три основные группы стран:

  • индустриально развитые западные страны, в большой степени уверенные, что на их территории боевых действий вестись не будет, но планирующие участие в гуманитарных акциях и миротворческих операциях в различных районах мира;
  • нейтральные страны, не производящие, не применяющие и не планирующие применять ППМ;
  • развивающиеся страны — жертвы широкомасштабного применения ППМ, ожидающие помощи в разминировании.

Тактическая линия инициаторов "оттавского процесса" в целом была направлена на изоляцию оппонентов и втягивание колеблющихся в число его участников путем политического давления большинства присоединившихся к этому соглашению стран, а также неправительственных организаций и средств массовой информации.

Весьма динамичное и хорошо спланированное развитие "оттавский процесс" получил в 1997 году. В феврале этого года в Вене на конференции по ППМ Австрия представила для обсуждения проект международного соглашения о всеобъемлющем запрещении противопехотных мин, который затем дорабатывался в ходе аналогичных мероприятий в Брюсселе и Осло, а в декабре 1997 года Конвенция о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и их уничтожении уже была подписана в ходе заключительной конференции в Оттаве представителями 121 страны. Документ вступит в силу после его ратификации 40 государствами. Функции депозитария Конвенции возлагаются на Генсекретаря ООН.

Соглашение предусматривает полный, безоговорочный отказ от применения ППМ, прекращение их производства и накопления, четырехлетний период для уничтожения имеющихся запасов (кроме минимально необходимого количества для подготовки специалистов по разминированию и уничтожению), десятилетний срок для разминирования национальных территорий, а также комплекс мер по обеспечению транспарентности и проверки соблюдения положений Конвенции государствами-участниками.

Статья 7 предусматривает передачу Генсекретарю ООН в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления Конвенции в силу по возможности полной информации о количествах, типах и основных характеристиках ППМ, произведенных ранее и находящихся на хранении, о расположении минных полей, количествах и типах установленных на них ППМ, данных о ликвидированных ППМ, расположении объектов по их уничтожению с указанием методов ликвидации, принятых мер безопасности и сохранения окружающей среды. Статья 8, само название которой очень осторожно сформулировано как "Содействие соблюдению и разъяснение по поводу соблюдения" предусматривает возможность рассмотрения запросов одного государства-участника в отношении выполнения положений Конвенции другим государством-участником на очередных или специальных конференциях, созываемых Генсекретарем ООН после поступления соответствующей информации, касающейся спорного вопроса. Если разъяснение по поводу соблюдения окажется недостаточным, очередная или специальная конференция государств-участников может простым большинством уполномочить инспекторскую группу квалифицированных экспертов провести дополнительное расследование и сбор данных в указанном в запросе месте на территории страны, под юрисдикцией которой оно находится. Информация, полученная в ходе деятельности миссии, но не относящаяся к предмету спора, должна рассматриваться как конфиденциальная. Все решения конференции, касающиеся принятия конкретных мер в отношении отдельной стороны, допускающей отклонения от положений Конвенции, принимаются большинством в две трети голосов.

Такой вариант верификации, более мягкий, чем, например, контрольный механизм Конвенции о химическом оружии, принят по настоянию тех, кто считает, что жесткий режим контроля затрагивает интересы национальной безопасности проверяемой стороны. Возможность выхода из соглашения оговорена сроком в шесть месяцев после подачи соответствующего уведомления при условии невовлеченности страны в этот период в вооруженный конфликт.

Под действие Конвенции не подпадают противотанковые мины с элементом неизвлекаемости, который некоторыми участниками "оттавского процесса" рассматривался как противопехотный компонент, а также осколочные дистанционно управляемые мины направленного (секторного) действия типа М80 (Claymore).

Многие эксперты и политики полагают, что предстоит еще трудный и долгий этап реализации Конвенции и придания ей универсального характера путем расширения круга государств-участников. На конец 1997 года к ней не присоединилось около трети численного состава стран-членов ООН (более 60 государств), в том числе такие крупные производители ППМ, как США, Россия, Китай, Индия. Дальнейшие усилия наиболее активных участников "оттавского процесса" будут направлены на скорейшее вступление Конвенции в силу, ее универсализацию и решение гуманитарных задач разминирования и оказания помощи жертвам ППМ.

Односторонние обязательства

Расширение масштабов проблемы, позволившее ряду экспертов охарактеризовать ситуацию в мире как "минный кризис", привело некоторые страны к пониманию необходимости принятия односторонних мер, направленных на запрет передачи или экспорта, производства и применения ППМ. Более 30 государств в большей или меньшей степени способствовали ограничению распространения ППМ в мире, объявив мораторий на их экспорт (Приложение 2). Конкретные обязательства отдельных государств включают целый ряд шагов — от запрета на продажу отдельных типов противопехотных мин до полного отказа от производства, накопления, использования этого вида оружия и уничтожения его запасов.

Россия объявила мораторий на экспорт ППМ, не оснащенных механизмом самоликвидации и не обнаруживаемых общедоступными миноискателями, в декабре 1994 года, а в декабре 1997 года продлила его действие еще на 5 лет. В США действует бессрочный мораторий на экспорт ППМ, кроме того объявлено о полном прекращении применения ППМ вне Корейского полуострова к 2003 году и ликвидации всех запасов этого вида мин к 2006 году.

Некоторые инициативы приобретают региональный характер. Так, в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе рассматриваются предложения о добровольном обмене данными по минному оружию странами-участницами. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна объявлена зона, свободная от ППМ. Аналогичное движение формируется на юге Африки и в южной части Тихого океана.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой