Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииДокументыОбщие признаки научно-технического характера

Общие признаки научно-технического характера

Они могут быть разделены на три группы. Первую составляют технические факторы, связанные прежде всего с возможностью получения сырья и промежуточных материалов, полуфабрикатов, необходимых для производства ОМУ.

Раньше считалось, что для создания ядерного заряда, например, необходимо наличие собственного производства оружейного урана и плутония, поскольку возможность импорта их в значительном количестве представлялась маловероятной. Поэтому контроль МАГАТЭ рассматривался в качестве "непреодолимого препятствия" на пути создания ядерного оружия. Жизнь заставляет вносить коррективы в такие представления. По оценкам СВР России, существует возможность утаивания в среднем до одного процента ядерных материалов, на которые распространяется контроль МАГАТЭ. Это объясняется невозможностью обеспечить полный контроль существующими техническими средствами.

Другим феноменом последнего времени является расширение так называемого серого рынка. Его главная особенность заключается в том, что узлы, механизмы, отдельные части оборудования и технологических процессов, относящихся к "чувствительным" технологиям, здесь предлагаются в обход существующих правил и ограничений. Используя подставные фирмы, спецслужбам некоторых развивающихся стран (Пакистан, Израиль, Ирак) удалось обеспечить импорт необходимой технологии, создав таким образом материальные предпосылки производства ядерного взрывного устройства.

На "сером рынке" ведущая роль принадлежит поставщикам — в основном, западноевропейским компаниям. Особое место среди них занимают германские фирмы. Предпринятые в последнее время германским правительством меры существенно сократили отток материалов и технологий из ФРГ в "третьи страны". Но теперь усилилась опасность транзита через Германию материалов и технологий из стран Центральной, Восточной Европы и СНГ.

Вторую группу показателей составляют обеспеченность национальных научно-технических программ кадрами и наличие в стране системы подготовки квалифицированных специалистов соответствующих отраслей науки и техники. Например, для создания ядерного оружия наиболее важны специалисты в области обогащения урана и регенерации плутония. При использовании тяжеловодных реакторов для наработки плутония резко возрастает роль специалистов по производству тяжелой воды, поскольку ее импорт строго ограничен.

Кадровая составляющая становится определяющей, когда страна создает оружие, опираясь на собственные силы. Согласно усредненным японским оценкам, для создания ядерного оружия необходимо иметь примерно 1300 инженеров и 500 ученых, а доля специалистов-атомщиков среди них должна составлять не менее 6,5% (как это в свое время имело место в США). Иными словами, для решения задачи стране необходимо иметь около 120 высококвалифицированных специалистов-атомщиков различных специальностей.

Многие развивающиеся страны частично удовлетворяют свои потребности в этих специалистах за счет подготовки национальных кадров за рубежом. Содействие подготовке специалистов для ядерного энергетического комплекса развивающихся стран предусматривается и Уставом МАГАТЭ.

Общеизвестно, что ведущую роль здесь играют США. При этом интересен тот факт, что специалисты из "пороговых" стран составляют непропорционально высокий процент от общего числа иностранных специалистов-атомщиков, подготовленных в Соединенных Штатах. Как правило, такие специалисты впоследствии занимали руководящие посты в ядерных ведомствах и проектах "пороговых" стран. В процессе подготовки в США специалисты "пороговых" стран участвовали в исследованиях, относящихся к обогащению урана, регенерации плутония, производству тяжелой воды и других исследованиях, которые дают необходимые знания и опыт для создания ядерных зарядов. С начала 80-х годов все большее число специалистов развивающихся стран проходят подготовку в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии.

Тем не менее большинству потенциальных обладателей ОМУ на этапе перехода в группу "пороговых" стран, как правило, не хватает собственных специалистов высокой квалификации. Начинается поиск ученых и инженеров за рубежом. В таком состоянии находятся КНДР, Иран и ряд других государств.

Третья группа показателей — наличие современных научных центров, в которых осуществляется разработка собственной технологии и конструирование взрывных устройств и химико-биологической продукции.

Информация об имеющихся или создаваемых в стране ядерных, химических и биологических фирмах, производимой ими продукции, количестве занятых научно-технических специалистов, условиях их подготовки и специализации, производственных связях, финансовом положении позволяет судить о возможностях конкретной страны создать собственное промышленное производство ОМУ, которое может стать базой для его серийного производства.

Еще относительно недавно считалось, что обязательным показателем продвинутости страны к созданию ОМУ, особенно ядерного оружия, является его испытание. Конечно, и сегодня важнейшая проблема — надежность ОМУ — обычно решается с помощью испытания. Однако в условиях, когда это чревато серьезными политическими и экономическими последствиями и решение на проведение испытания ОМУ крайне затруднено, используется "альтернатива" — компьютерное моделирование соответствующих процессов и их отдельных этапов. Поэтому не последнее место среди косвенных признаков существования программы создания ОМУ занимает закупка развивающейся страной суперкомпьютера или намерение создать достаточно мощную компьютерную сеть. Соответственно информация в этой области и ее правильная интерпретация аналитиками имеют большую значимость.

Примерная структура показателей научно-технического потенциала страны, учитываемых при анализе возможности производства конкретного вида ОМУ, приведена на схеме 3.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой