Большую роль в предотвращении "утечки" технологий "двойного назначения" и соответствующего оборудования играют национальные органы экспортного контроля. Они действуют, как правило, на основании конкретных списков запрещенных или ограничиваемых к экспорту товаров. В определенном плане известные списки КОКОМ являются центральным элементом в деятельности экспортного контроля всех западных стран в сфере высоких технологий. Безусловно, национальная система экспортного контроля, нацеленная на предотвращение "расползания "ОМУ, дает практические результаты, особенно если она работает в тесном контакте со службами экспортного контроля других стран.
Во многих странах на законодательном уровне обеспечен экспортный контроль за соответствующими технологиями и оборудованием, прежде всего "двойного назначения". Важный шаг в этом направлении сделан Россией в Указе Президента Б.Н.Ельцина № 312 от 27 марта 1992 года, запрещающем экспорт ядерных материалов и технологий в неядерные государства, не поставившие всю свою ядерную деятельность под гарантии МАГАТЭ.
Указами Президента России и постановлениями Верховного Совета и Правительства Российской Федерации определены конкретные механизмы контроля за экспортом ядерных материалов и технологий, химических прекурсоров и технологий двойного назначения. Среди них:
Вместе с тем национальная система экспортного контроля, как показывает опыт, не является панацеей. В США давно признано, что экспортный контроль не может остановить распространение оружия массового уничтожения. Это подтверждается фактами успешного обхода его со стороны Ирана, Пакистана, Северной Кореи и других потенциальных обладателей ОМУ. Например, в химической сфере развитые страны стремятся в основном к тому, чтобы символически проявлять свою оппозицию распространению "критических технологий".
Ряд экспертов даже считают, что жесткий экспортный контроль в некоторых случаях ведет к ускоренному созданию собственного производства или нахождению альтернативных источников получения нужных материалов.