Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииДокументыНациональные системы экспортного контроля — не панацея

Национальные системы экспортного контроля — не панацея

Большую роль в предотвращении "утечки" технологий "двойного назначения" и соответствующего оборудования играют национальные органы экспортного контроля. Они действуют, как правило, на основании конкретных списков запрещенных или ограничиваемых к экспорту товаров. В определенном плане известные списки КОКОМ являются центральным элементом в деятельности экспортного контроля всех западных стран в сфере высоких технологий. Безусловно, национальная система экспортного контроля, нацеленная на предотвращение "расползания "ОМУ, дает практические результаты, особенно если она работает в тесном контакте со службами экспортного контроля других стран.

Во многих странах на законодательном уровне обеспечен экспортный контроль за соответствующими технологиями и оборудованием, прежде всего "двойного назначения". Важный шаг в этом направлении сделан Россией в Указе Президента Б.Н.Ельцина № 312 от 27 марта 1992 года, запрещающем экспорт ядерных материалов и технологий в неядерные государства, не поставившие всю свою ядерную деятельность под гарантии МАГАТЭ.

Указами Президента России и постановлениями Верховного Совета и Правительства Российской Федерации определены конкретные механизмы контроля за экспортом ядерных материалов и технологий, химических прекурсоров и технологий двойного назначения. Среди них:

  • Указ Президента Российской Федерации от 22.02.92 № 179, определяющий перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена;
  • Указ Президента Российской Федерации № 388 от 11.04.91 о мерах по созданию системы экспортного контроля в России;
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 366 от 29.05.92, которым Россия присоединилась к документам, регламентирующим экспорт оборудования и материалов двойного использования и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, принятым странами — ядерными поставщиками в марте—апреле 1992 года в г. Варшаве;
  • Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3244-1 от 8.07.92 "Об обеспечении выполнения международных обязательств Российской Федерации в области химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия";
  • Постановления Правительства Российской Федерации № 706 от 10.09.92 и № 734 от 18.09.92, определяющие список химикатов и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия, и экспорт которых осуществляется по лицензиям, а также порядок контроля за их экспортом из Российской Федерации;
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 800 от 29.10.92, определяющее список возбудителей заболеваний, их генетически измененных форм и фрагментов генетического материала, которые могут быть использованы при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия и экспорт которых осуществляется по лицензиям;
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 869 от 12.11.92, вводящее государственную регистрацию по единой системе федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ.

Вместе с тем национальная система экспортного контроля, как показывает опыт, не является панацеей. В США давно признано, что экспортный контроль не может остановить распространение оружия массового уничтожения. Это подтверждается фактами успешного обхода его со стороны Ирана, Пакистана, Северной Кореи и других потенциальных обладателей ОМУ. Например, в химической сфере развитые страны стремятся в основном к тому, чтобы символически проявлять свою оппозицию распространению "критических технологий".

Ряд экспертов даже считают, что жесткий экспортный контроль в некоторых случаях ведет к ускоренному созданию собственного производства или нахождению альтернативных источников получения нужных материалов.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой